Человек человеку энциклопедия
Грэйс Крайг. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002, 992 г.
НА РУССКИЙ язык название этого увесистого тома переведено не вполне точно. На английском оно звучит как "Развитие человека" - без всякого дисциплинарного сужения точки зрения на этот гиперсложный, гипермногоплановый процесс. Курс, который ведет в одном из американских университетов автор этой книги, тоже называется максимально общо: "Человек-человек". Это означает только одно: что в моду вошла новая синтетическая наука, изучающая человека буквально со всех сторон - в историческом, социологическом, психологическом, антропологическом, демографическом, биологическом, медицинском и еще каком ни на есть ключе. В этой книге, написанной по законам строго структурированного учебника, Крайг пытается нарисовать грандиозную панораму всей жизни человека - от зачатия и внутриутробного развития до пенсионного возраста и смерти. Какие бы то ни было метафизические интерпретации этих тайных полюсов человеческого существования Крайг, упаси боже, не предлагает. Да это, судя по приводимым им же данным социологических опросов, не требуется: современное общество, американское par excellence, больше заботит не страх перед смертью, а право на смерть - умереть безболезненно и вовремя. Поэтому Крайг, верный прикладному принципу своего исследования, заканчивает учебник образцом завещания. Но помимо завещания здесь можно обнаружить и массу других полезных сведений на все случаи жизни: о приучении ребенка к туалету, о врожденной склонности к гомосексуализму, о причинах развода, о безработице, о воспитании внуков и о причинах старения.
Являемся ли мы мозгами в бочке?
Хилари Патнэм. Разум, истина и история. - М.: Праксис, 2002, 344 с.
ЗАЧИНЫ многих философских размышлений Хилари Патнэм звучат как детские загадки: "Муравей ползет по песку и оставляет на нем след. Совершенно случайно этот след таким образом изгибается и перекрещивается, что образует узнаваемую карикатуру на Уинстона Черчилля. Нарисовал ли муравей картинку Уинстона Черчилля - картинку, которая изображает Черчилля?" Или вот другой пример: некий злодей-ученый отделяет ваш мозг от вашего тела, помещает его в бочку с питательной жидкостью и присоединяет нервные окончания к компьютеру, который поддерживает в вашем мозгу иллюзию чувствований. Вопрос Патнэм: "Могли бы мы, если бы мы были такими мозгами в бочке, сказать или подумать, что мы таковы?"
Теперь, наверное, понятно, почему в семидесятые годы ХХ века Хилари Патнэм заслужила имя одного из самых провокативных философов своего времени. На самом же деле Патнэм просто радикально развивала тематику "Философских исследований" Витгенштейна с его рассуждениями о природе боли и анализом смысла таких выражений, как "верить", "полагать" и "знать". Главная проблема, занимавшая Патнэм в те годы, - критика представления о том, что смысл высказывания и его связь с реальностью определяются так называемыми душевными состояниями. Этой проблеме посвящено большинство статей, вошедших в новоизданный сборник. Правда, стоит предупредить, что желающие вместе с Патнэм разобраться с парадоксом "мозгов в бочке" вынуждены будут освоить терминологию современной аналитической философии языка, то есть разобраться в том, что такое "референция" и чем "экстенсионал" отличается от "интенсионала".
Н.О.
Время собирать камниОтчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сборник философских статей. Под редакцией Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. - СПб: Петрополис, 2001, 378 с.
ЭТОТ сборник философских статей грузинских и российских авторов сразу окрестили знаковым событием. Так как за последние 10 лет научная жизнь обособившихся национально-политических образований существенно обеднела. Практически исчезли совместные конференции, на которых устанавливались связи, сверялись векторы научных разработок. Сегодня философы из ведущих грузинских и петербургских вузов пытаются возродить сообщество ученых, приступают к "собиранию камней". И первый после длительного перерыва грузино-российский сборник является симптомом того, что гуманитарная интеллигенция вспоминает о своей ответственности и готова прилагать совместные усилия для решения глобальных проблем современности.
Книга дает представление о новых результатах исследования основополагающих проблем современности. Место человека в процессе глобализации меняется настолько быстро, что приводит к переоценке традиционных ценностей. Под вопросом оказывается прежде всего судьба национального государства, которое уже не сможет контролировать ни экономические, ни информационные, ни культурные процессы. Авторы ставят радикальный вопрос о самоопределении человека: является ли он защитником национальных ценностей или гражданином мира. Ученые предупреждают о той цене, которую придется заплатить как за автономию, так и за вхождение в мировое сообщество, и, поскольку нерискующее поведение невозможно, предлагают непростой путь балансирования между крайностями.
Борис ПЕТРОВ