0
796
Газета Факты, события Интернет-версия

07.07.2005 00:00:00

Авторское дело - сторона

Тэги: зайончковский, писатель, интервью


- Олег, вы хитрый человек? Вы вот дважды заранее угадали лауреатов литературных премий - Букеровской и "Национального бестселлера": соответственно Василия Аксенова и Михаила Шишкина. Насколько предсказуемой вы считаете литературную ситуацию (как в рыночном, так и в творческом смысле)?

- Я не хитрый; я человек скорее интуитивного склада. Хотя для того, чтобы в прошлом году "вычислить" Аксенова, не нужно было ни хитрости, ни интуиции. Что касается литературной ситуации, то ее у нас (по моему интуитивному ощущению) единой нет. Есть несколько литературных ситуаций, каждая из которых предсказуема (наверное) в рыночном отношении и непредсказуема в творческом. Там, где вообще можно говорить о творческой составляющей.

- Расскажите вкратце свою литературную историю. По моему ощущению, писатель Зайончковский появился абсолютно внезапно. Это вообще, думаю, интересно многим: жил в Подмосковье человек, захотелось ему записывать осмысленное-прожитое, он пишет, самому нравится┘ Но дальнейший путь - до издательства, книжки, премий - каков он?

- Действительно, все происходило очень быстро, я бы сказал, лавинообразно. Хорошо это или плохо? Для дела хорошо, конечно; ведь я, как говорится, поздно начал, и у меня нет времени на раскачку. Для психики - дискомфорт. Я оказался в новой для себя жизненной ситуации, не будучи к ней никак подготовлен. Вроде бойца-ополченца, который учился стрелять в ходе боя. Что ж, главное - я выжил. Мне очень повезло, что я со своими рукописями попал в ОГИ. Это издательство - не контора, но часть некоего литературного круга (литературной ситуации, если хотите). Например, с ОГИ тесно связан клуб "Билингва" на Чистых прудах, где я впервые живьем увидел своих читателей. От издателей я получил не только деловую поддержку, но и моральную, что сильно упростило мое "волитературивание".

- Ваша проза достаточно иронична, в ней много игры, и прежде всего, мне кажется, игры с читателем. Насколько вы вообще задумываетесь о читателе, когда пишете? Он для вас собеседник или участник вашей игры?

- Не реальный, но условный мой читатель - мое подобие; это значит, что мы с ним общаемся на равных. Вряд ли такой читатель позволит водить себя за нос, но он, безусловно, способен на непрямое прочтение. Вообще, по-моему, элемент игры с читателем - вещь не лишняя в художественном тексте. А вот заигрывать не надо - например, с читательским интеллектом.

- А как вы пишете: у вас есть заранее план, сюжет повествования или герои и ситуации, рождаясь на бумаге, сами начинают определять дальнейшее свое бытие?

- Бывает, что составляю нечто вроде плана, а бывает, что сажусь писать с единственной фразой в голове. Нужен только повод, чтобы сесть, а дальше┘ У меня это напоминает процесс засыпания: сначала фантазируешь сознательно и картинка мысленная держится лишь усилием твоей воли. А потом вдруг замечаешь, что "кадр" задвигался; сами собой меняются декорации, незнакомые люди приходят и делают что им вздумается. Я, конечно, стараюсь сохранить за собой влияние - все-таки автор! - но чаще всего логика вымышленных обстоятельств оказывается сильнее меня. Это, я думаю, непрофессионально; писатель должен уметь проводить свою линию, свою идею, а не идти на поводу у собственных созданий.

- Естественно, интересно, есть ли у героев реальные прототипы? Сергеев из городка - насколько это вы?

- А я сам у себя не всегда могу провести границу между прототипом и архетипом. Множество типов вперемешку живет в моем представлении; кто из них существовал в реальности, а кто выдуман - поди вспомни. Одно могу сказать: с натуры писать я не умею. Пробовал - не оживает человек. Что касается Сергеева, то с некоторой натяжкой его можно было бы назвать этаким недовоплощенным авторским эго. Но с натяжкой!

- Он, Сергеев, все-таки, извините, жить остается в конце? А то я и сам не совсем понял, и люди, читатели спрашивают - жалко ведь Сергеева┘

- Обычно я отвечаю в том духе, что, дескать, оставляю это на усмотрение читателя, но что я полагаю, что Сергеев бессмертен, - и т.п. Но если говорить честно, сам я его прикопал - уж не знаю, живым или мертвым. Прикопал, когда дописал о нем книжку и взялся за другую. С героями надо расставаться без сантиментов, чтобы не хватали потом за ноги.

- Вообще в книжке "Сергеев и городок" много внезапных (но закономерных, как кажется) обращений к теме смерти. И в бытовом смысле, и в метафизическом. Начиная с того, что каждый второй герой помирает (при обстоятельствах часто нелепых), и заканчивая какой-нибудь котельной при несостоявшемся пионерлагере, которая, как выясняется, построена "на костях". Близкое дыхание смерти, ощущение жизни на кладбище - это, на ваш взгляд, непременное обстоятельство сегодняшнего существования в России?

- Не сегодняшнего, а всегдашнего. Российская действительность во все времена если была постижима, то метафизически, а смерть - одна из метафизических данностей. А строить "на костях" - наша традиция. Но кто знает, может быть, так и надо? Я слышал, что даже при строительстве храмов в фундамент закладывали кости праведников.

- Каким вообще вы видите свой народ? И насколько понятие "народ" совпадает или не совпадает для вас с читателями?

- Народ, по-моему, видеть нельзя - это нечто вроде собственного расширенного "я". А читатель - он вот он: сидит напротив меня в "Билингве" и задает вопросы. В отличие от народа у читателей есть ко мне вопросы - вот в чем разница.

- В какой стране вы сегодня живете? Не "мы живем" - в газетах и по телевизору, - а вы лично?

- Я лично живу по эту сторону телеэкрана. Совестно признаться, но от того, что мне показывают, у меня все равно не возникает ощущения национальной катастрофы. Вот если бы телевизионную картинку можно было натянуть на всю страну, тогда да - это был бы настоящий кошмар. Но она не натягивается. А может быть, у меня просто не хватает воображения.

- Ваша книжка "Сергеев и городок" - это история нескольких поколений людей одного городка. Сильно ли сегодня испортил этих людей "квартирный вопрос" - по сравнению с годом, скажем так, 1975-м или 1964-м?

- А нет больше этого вопроса. И даже если есть, то называется он теперь "спор каких-то там субъектов" и решается в суде. Да, в общем и целом, мы решили его в ходе либерализации. Конечно, это стоило кое-кому жизни, в том числе и "в уездах", но в целом все прошло на удивление мирно и без большой крови. Сегодня жизнь ставит другие вопросы, не менее острые, но о них разговор отдельный. А люди┘ когда пыль осела, оказалось, что они остались те же. Мне кажется, нас не может испортить никакой вопрос.

- В выходящей сейчас книге "Петрович" герой - под конец уже, когда он превратился из мальчика-детсадовца во вполне половозрелое лицо с видом на московские институт, учебу, карьеру, - говорит: "Я знаю, чего не хочу. Не хочу быть шизофреником, не хочу быть психопатом. Не хочу быть ни дизайнером, ни москвичом┘ не хочу жить у тети┘" Я вот тоже знаю, кажется, чего однозначно не хочу, но не знаю - чего хочу! И ваши герои живут в мире такой часто неоформленной мечты. Вы-то знаете, чего хотите?

- Это единственное, что дано человеку, - знать, чего не хочешь. Знать, чего хочешь (в метафизическом смысле) нельзя, потому что это неназываемо. Это можно только чувствовать. Кто думает, что знает, - конченые люди; из них получаются проповедники, телеведущие и общественные деятели. Для художника, даже если он прозаик, думать так означает творческую смерть. Впрочем, я лично хочу - хочу быть и шизофреником и москвичом. Мне просто интересно. Через этот интерес, между прочим, я и пришел к литературным занятиям.

- И еще один вопрос, который просил передать вам Лев Пирогов: для чего вы пишете? Ну, кроме личных причин? Надеетесь ли жечь или тушить сердца?

- Никаких причин, кроме личных. Льву Пирогову отвечу словами Льва Толстого: литературный труд заменяет мужчине деторождение. Лучше классика я не сформулирую. Просто радостно сотворять живое. Сотворил, и пусть оно себе гуляет; дальше уж авторское дело - сторона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
516
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
508
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
439
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
589

Другие новости