0
1562
Газета Факты, события Интернет-версия

08.12.2005 00:00:00

Решиться на поступок или умереть

Тэги: гуцко, букер


- Денис Николаевич, вы родились и жили в Тбилиси, с конца 80-х живете в Ростове, служили в армии в Грузии, окончили Ростовский университет, работали в банке, теперь, я слышал, занялись журналистикой. А откуда возникло писательство, стремление складывать буквы в слова?

- Оно возникло, как только я начал читать книги. Сначала в классе я был хулиган и клоун, из тех, кто мешает проводить уроки. В школу пришла новая учительница русского и литературы, Карина Богратовна, и взяла руководство над нашим четвертым классом. Она была только после института, я был неуправляем. В понедельник меня ставили в один угол, во вторник в другой, потом за дверь, последняя мера была - маму в школу. Карине Богратовне это надоело, каким-то образом она догадалась, чем меня взять, - и стала подсовывать всякие разные книги. Ну и поймала на крючок. Я стал любимчиком, который проводил внеклассные чтения и всякое такое. А потом просто с головой рухнул во все это, читал запоем, бежал из школы домой, потому что там ждала КНИГА. Тогда-то и понял, что буду писать - потому что лучшего на свете нет ничего.

- В книге "Русскоговорящий" (или все-таки двух книгах, объединенных сейчас в одну) вы фиксируете распад "советского пространства" в прежнем его виде и связанную с этим ломку всех основ нашей жизни. Вы считаете, это время сейчас преодолено (в том числе литературой)?

- Время это законсервировано в нас. Один мир сменил другой, но мы ведь не просто перескочили с одного поезда в другой. В литературе, на мой взгляд, еще много чего недосказано, не осмыслено, не оживлено в слове - много чего мается, нерожденное, ждет подходящую литературную плоть.

- Как мне показалось, один из важнейших мотивов вашего героя Мити - это стремление к правильности, осмысленности жизни при полном ее внешнем нестроении. Приходит миг, когда надо "взять и прожить правильно". А для вас когда он наступил?

- Для меня - когда я понял, что если не начну писать, стану таким, как Митя: бездействующим. Митя - это в чем-то и суд над самим собой. Бездействие - самый большой грех русского человека. И самый частый. По мне, говоря пафосно, все беды России - от бездействия хороших людей. Не считая дураков (которые всегда неугомонны) и плохих дорог.

- По-видимому, вы не были все-таки лично свидетелем всех реальных событий, служащих фоном для истории Мити. А в вашей книге "Апсны Абукет" речь идет о грузино-абхазском конфликте. На чем кроме собственных впечатлений строится ваше знание об этом времени и этих людях?

- На свидетельствах моих знакомых и родственников. На такие темы я не фантазирую. Что касается "Апсны Абукет" - они основаны на дневнике моего отца, он передал мне его спустя несколько лет после той войны, которую он пережил в Сухуми. Это его боль и мой стыд. В то время, когда он выживал в осаждаемом городе, я жил спокойно в Ростове.

- Книга "Русскоговорящий" - о человеке, который все время оказывается чужим: сначала в армии, поскольку, будучи русским, говорит с грузинским акцентом, но он чужой и в условно мирной жизни, перевернутой с ног на голову, чужой даже самым близким людям. Насколько вы себя в этой "чужести" идентифицируете с героем? И где себя чувствуете своим?

- Идентифицировал. Теперь я чувствую себя своим в литературном мире. Или все-таки и здесь останусь чужим?

- Не думаю. Но что вы почувствовали, сидя на букеровской пресс-конференции рядом с председателем жюри Василием Аксеновым, когда он сказал, что ваш роман ему "вообще не понравился" и спрашивал вас: "А как он называется"?

- Не чувствовал ничего, слушал его вполуха и вполголовы понимал. Я был контужен случившимся. А так┘ Потом, когда все понял, взыграла, конечно, мучительная гордость провинциала. Но через пару часов остыл. Отношусь к его мнению с уважением. Поведение судить не берусь - у вас в Москве многое иначе.

- Что в этой связи вы думаете о так называемой литературной политике? Относите себя к какой-то литературной традиции? Вам нужно общение с более страшим поколением писателей или, может быть, важно следить за тем, что пишут молодые коллеги?

- Ничего не знаю про литературную политику. Очень многим в своей литературной карьере я обязан Фонду Филатова (СЭИП), который проводит Форумы молодых писателей в Липках и всячески этим писателям помогает. Но там я никакой политики на себе не ощутил, меня там никто не учил, как надо думать. Общение со старшим поколением необходимо по определению - ведь литература, как доменный процесс, должна быть непрерывна. Мастера к тому же отличаются тем, что время от времени могут ляпнуть что-нибудь божественное. Но много интересного случается и при общении со сверстниками. Самые удивительные вещи. Вот, например, Дмитрий Новиков. Мы настолько разные, что в жизни ни за что бы не сблизились. Только вот свела нас литература - и какими бы разными ни были человеки Новиков и Гуцко, но писатели Новиков и Гуцко то и дело по локоть влезают друг другу в тексты (читай - в душу), отвешивают один другому комплименты, говорят один другому гадости (читай - критикуют) - и без этого уже чего-то не хватает в жизни. Или Захар Прилепин. Ведь о чем бы мы ни пытались говорить (кроме женщин и литературы) - все кончается изнурительными спорами. Но удивительным образом вдруг обнаруживается, что некоторые вещи в текстах у нас получаются настолько похожими, будто рядом сидели, подглядывали через плечо друг дружке в тетради. Мне нравится, что в литературе случаются такие "необъяснимчики".

- Вам вообще роль писателя видится в осмыслении реальности или главное все-таки - чувство (такой, скорее поэтический подход к миру, нежели аналитический)?

- Роль писателя, нет, скорее функция, - да, в осмыслении. Но каким-то странным образом он осмысляет мир, чувствуя его, а не препарируя холодно мыслью. И как только чувство мира уходит из писателя - он перестает быть таковым. Он становится философом, излагающим свои концепции через художественные тексты, становится обличителем или чиновником - да чем угодно, но не писателем.

- Для вас литература идеологична? Какие ценности для вас, как писателя и гражданина, являются основополагающими? (Тем более ваш герой Митя на самом деле отвоевывает именно право быть гражданином своей страны - это, мне кажется, для него важно!)

- Это не связано напрямую. Литература должна быть. Все, здесь точка. Она должна быть любой, потому что никому ничего не должна. Идеологичной, метафизичной, порнографичной, личной, комичной, обычной - любой. Просто я гражданин - и я пишу прозу. Как-то это взаимопроникает друг в друга. Но я не делаю этого намеренно, потому что что-то там для себя решил. Спекулировать на своих гражданских чувствах я не буду. Готов даже вдохновение продать, но не это. Что до Мити┘ увы, он не отвоевывает, он тоже - выживает. Но ведь так выживают миллионы. Увы, не каждому выпадает шанс предстать перед выбором: решиться на поступок или умереть. В книжной версии Мите в самом финале выпадает такой шанс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
512
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
504
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
435
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
582

Другие новости