0
943
Газета Факты, события Интернет-версия

08.06.2006 00:00:00

«Плацкартом» – в «Попс»

Тэги: козлов, плацкарт


Новый роман Козлова «Плацкарт» только что вышел в издательстве «Вагриус». Тридцатилетний неудавшийся рок-музыкант, работавший инженером в провинциальном городе, переезжает в Москву в надежде как-то изменить свою тусклую жизнь. В московской реальности герой чувствует себя не слишком комфортно, и его реакцией на действительность становится равнодушие┘ Презентация книги состоялась в минувший понедельник в клубе «Живой уголок», где мы и побеседовали с автором о книгах и о жизни.

– Вы себя здесь и сейчас (в Москве, 5 июня 2006 года) ощущаете своим или вам, как и вашему герою, не очень-то уютно?

– Все-таки своим. Есть конкретные вещи, которые мне не нравятся, но я ощущаю себя своим здесь больше, чем за границей или где бы то ни было, – это мой город, моя страна.

– Негативные впечатления преодолены?

– В книге – те сильные, первые впечатления после приезда в Москву в 2000 году плюс впечатления 2004 года, когда происходит действие. Я очень хорошо помню 2000 год – лето, все как-то радужно, но когда реально сталкиваешься с какими-то сторонами жизни, это становится негативным опытом. То, что происходит с героем «Плацкарта», – это возникающее равнодушие, с которым он начинает жить механически, что я обнаружил и у себя. Но негативное, к сожалению, не уходит. Поэтому, можно сказать, что книга получилась в какой-то мере антимосковская.

И сейчас мои представления не изменились, они затерлись привычкой. Просто привыкаешь и перестаешь обращать внимание. Все уже воспринимается как норма, стандарт: московская буржуазность, консьюмеризм, которые как-то присутствуют в книге, хотя я и не старался подчеркивать это чрезмерно, отношение к приезжим и так далее.

– И как писатель, вы именно это извлекаете на свет.

– Да, потому что это меня волнует, об этом есть смысл писать, это вызывает эмоции и с этим хочется не то чтобы бороться, но по крайней мере высказать свое отношение.

– В тексте это скорее просто констатируется. Герой плывет сквозь реальность, она его всерьез не трогает.

– И это проблема героя: превращение его в механическое животное, которое существует совершенно равнодушно. Но время от времени всплывает нечто, на что невозможно уже не обращать внимания, и тогда его отношение проявляется. Например, когда он встречается со своим старым другом-художником и они на эскалаторе кричат, как их все достало, но при этом они хотят жить своей жизнью и стараются сделать так, чтобы никто им не мешал.

– В книге подробно фиксируются марки пива, потребляемого героями, названия газет и сигарет, все вообще брэнды, и это кажется сначала формальным приемом, но потом читатель понимает, что он именно в такой реальности и живет – сотканной из брэндов┘

– Это умышленный прием, но я имел возможность с таким отношением столкнуться не сразу. У меня самого оно формировалось постепенно – потому что я приехал из реальности, где вообще брэндов почти никаких не было. И я заметил, как люди фиксируют все эти брэнды. Мне показалось, что это – характерная черта современной Москвы, откуда она волнами распространяется на всю Россию, причем на самых разных уровнях: когда человек, который не может себе позволить дорогой телефон, по крайней мере может купить себе более дорогое пиво. И для него важно, какое именно пиво он купит.

– Я, живущий в этой реальности, этого не замечаю, так же как не замечаю многого, что видит в Москве свежий взгляд. То же, например, с национальной темой, когда герои говорят у вас о «засилье черных» и т.п.

– Я думаю, что эту тему стоит поднимать, потому что это бросается в глаза именно на бытовом уровне – в поликлиниках, в магазинах и автобусах. Коренные москвичи проявляют неприязнь ко всем приезжим, и, по понятным причинам, прежде всего к кавказцам. Об этом надо говорить – в том числе и в литературе. Несмотря на то что Москва очень космополитичный город, в глубине-то очень много шовинизма. Я помню, как презрительно смотрели на мой белорусский паспорт, когда я только приехал.

– Но сейчас вы – гражданин России. Это стоило каких-то неимоверных усилий?

– Нет, это было просто. В 2000 году, когда я окончательно решил переехать сюда, я подал, как это называлось, прошение на имя президента России. Прошение рассматривалось полтора года, после чего я получил гражданство.

– В ваших предыдущих книгах – 80-е годы («Гопники»), рубеж 90-х («Школа», «Варшава»), которые, мне кажется, очень важны для понимания и осознания всего, что с нами сегодня происходит. Вы – один из немногих, кто реконструирует то время. Или это для вас уже пройденный этап?

– Ни в коем случае. Мне это очень интересно. Более того, я уже пишу книгу, где действие происходит в середине 80-х. Уже написан роман «Попс» о 2004–2005 годах, а после этого мне захотелось вернуться назад. Максимально жестокая реальность «Гопников» немного отвлекла внимание от других вещей, очень важных для того времени. А примет его остается все меньше и меньше, и я сам все хуже помню то время, но хочется его как-то сохранить и, естественно, переосмыслить. Захотелось написать что-то про 84–86-е годы (когда я был в 6–7-м классе). Герой – тоже моего (того) возраста, 1972 года рождения. Он похож на героя «Гопников» и «Школы», но в то же время мне хотелось найти вещи, которые были бы более общими для всего моего поколения: более типичную семью, может быть, что-то такое, что помню не только я, что помнят другие люди, не обязательно жившие в криминально-пролетарском районе индустриального центра. Где будет тот опыт, который был у большинства моего поколения. Такая идея, во всяком случае.

– А упомянутый роман «Попс» – о чем эта книга? Связана с предыдущими?

– Можно назвать это продолжением «Плацкарта» – чисто по времени, даже пересечением – там действие начинается летом 2004-го и заканчивается весной 2005-го. Это – другой взгляд на те же самые вещи, но более молодого человека, выросшего совершенно в другой реальности.

Герою тут чуть за 20, он москвич, попадает на кратковременную стажировку в Америку, и это немножко меняет его понятия о жизни. Он возвращается, хочет заниматься музыкой, играть панк-рок, считая, что в этой музыке есть идеология, которая ему близка и поможет ему самому развиваться как человеку и бороться с какими-то вещами, которые ему не нравятся. Но он сталкивается с шоу-бизнесом, с непониманием со стороны аудитории – его же ровесников, которые, можно сказать, оболванены телевизором и разучились думать самостоятельно. Там много разных второстепенных героев, с которыми он пересекается. Мне хотелось показать разных представителей этой современной московской реальности, которая воплощает для меня то, что я называю «попс». Во всем – в политике, в повседневной жизни, в культуре. То, с чем он сталкивается и что его обламывает. Хотя он еще молодой человек, он намного более оптимистичен, чем герой «Плацкарта», он думает, что у него все еще впереди, и пытается противостоять этой реальности, которую видит совершенно по-другому, нежели герой «Плацкарта», потому что родился и вырос в Москве и был воспитан на других идеологических и эстетических принципах. За время своей недолгой музыкальной карьеры я общался с разными людьми, но преимущественно на 10–12 лет младше. С музыкантами, которые пытаются как-то продвинуться в московской клубной системе, на этой самой низкой стадии шоу-бизнеса. И это во многом стало материалом для книги.

– Tипичный герой ваш – он ни с кем, сам по себе, но он ничего сильно и не хочет┘ Вы схожи с ним?

– Я могу сказать, что нашел то, чем мне интересно заниматься. Это то, что я пишу, еще – музыка, которой я занимался. Но я осознаю эту проблему и пытаюсь с ней бороться. А герой мой не всегда осознает причины своего одиночества, своего равнодушия ко всему. Поэтому ему сложнее, но он всегда такой – более или менее посторонний. С одной стороны, конечно, удобно иметь такого героя-наблюдателя, через которого можно рассказывать о каких-то других людях, о каких-то реальностях, но с другой стороны – это человек достаточно распространенный и в моем поколении, да и в литературе: одинокий, посторонний, не вписанный ни в какую реальность. Но здесь и социальные факторы: формировался он в одной реальности, начал жить – уже в другой, и его надежды не оправдались. В «Плацкарте» есть несколько флэшбэков, которые отражают эту ситуацию. Когда первые надежды людей были связаны с перестройкой – концом 80-х, потом – с крушением коммунизма и началом другой эпохи┘ Но для героя ни то ни другое ни к чему не привело. Как он был посторонним, так им и остался. Одиночкой, безуспешно пытающимся найти себя┘

– Но ваш герой, наблюдая эту изменяющуюся реальность, сам никак в нее не вторгается, он не знает, что с ней делать.

– Да, действительно. И, конечно, эта не абстрактная, а конкретная реальность конца 80-х – начала 90-х годов. Сначала – ломка устоявшегося порядка. А сейчас – реальность двойных стандартов, что ли. Если человек не вписывается в эту систему буржуазных отношений, консьюмеризма, он оказывается второсортным. А если вписывается – превращается во что-то глобалистское, гомогенное, завязанное на этом самом консьюмеризме. И это заразно. Когда я приезжаю в Могилев, где большинство людей живут очень бедно, – у них все равно те же стремления к чисто материальным ценностям. То есть люди подсаживаются на те же самые вещи благодаря рекламе и общему настроению, которое создается в обществе, в том числе благодаря литературе, фильмам, всему┘

– То есть какой-то нравственный посыл должен быть в сегодняшней литературе?

– Есть опасность скатиться в плакатность и назидательность. Я стараюсь все-таки не выпячивать свое неприятие чего-либо. Есть риск, что этого просто не заметят, но если это не окажется слишком пафосным и не оттолкнет, мне кажется, эффект будет лучше, больше. Потому что одна из идей «Плацкарта» – реакция на не нравящиеся мне стороны этой реальности, на то, о чем я почему-то много сегодня говорю (но это меня беспокоит!): буржуазность, консьюмеризм, внимание к этим брэндам и всему прочему, что вытесняет другие – гораздо более важные – вещи и становится нормой для человека, как это ни печально.

– В «Плацкарте» у героя есть все-таки выход. Когда герой находит любимую, с которой можно укрыться в своем мире, и «все выходные просидеть дома».

– Один из выходов! Отделиться, закрыться в своей квартире, за дверями создать какой-то свой мир, который будет более человечным. И это выход, который близок лично мне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
515
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
506
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
437
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
587

Другие новости