0
1525
Газета Факты, события Интернет-версия

22.01.2009 00:00:00

Музыка высокой нищеты

Тэги: евсеев, сборник, рассказы, лавка


евсеев, сборник, рассказы, лавка Певец нищих – Борис Евсеев.
Фото Ирины Телюк

Вечер писателя Бориса Евсеева, посвященный выходу в издательстве «Время» сборника его рассказов «Лавка нищих», прошел в Булгаковском доме камерно, в нешироком кругу читателей и критиков. В обществе просвещенных и посвященных. В подобной камерности есть свой смысл. Иным книгам и писателям лишняя шумиха не к лицу. Евсеев – из их числа. Эта литература всегда найдет своего читателя, пусть, может быть, и не «массового». Лидер «школы феноменологического письма» (такое имя придумали критики новому литературному направлению) дал своей книге музыкальный подзаголовок – «Русские каприччо». Некоторые рассказы из этого цикла публиковались в журнале «Октябрь», значительная часть напечатана впервые.

О том, что Борис Евсеев по образованию музыкант, напомнила собравшимся ведущая презентации, литературовед Лола Звонарева. Книга «Лавка нищих», сказала она, построена по законам музыкального произведения и композиционно напоминает сонаты Чюрлениса. «Страсть к импровизации всегда жила во мне», – признался писатель. И, как бы дирижируя левой рукой, а правой придерживая книгу, прочел один из лучших рассказов сборника – «Курдупель». Без этой короткой завораживающей зарисовки (вот оно, каприччо!) про горбатого и, кажется, юродивого карлика из Сергиева Посада не было бы и книги, отметил автор. «Из истории Курдупеля родился общий замысел – о Нищете, о России. Слово «нищий» у нас оторвалось от своего подлинного – евангельского – значения. Пока я писал книгу, я понял: когда человек сам стремится стать нищим – это не позор, а знак духовного величия». 24 рассказа книги разбиты на три цикла, и деление это основано в первую очередь на ритме прозы, на едва уловимых перепадах интонации. «Композиция книги, – говорил писатель, – сама себя сделала и выстроила».

О книге и о творчестве Евсеева в целом говорили писатели, критики, филологи. «Из общего потока, из гудения национальной жизни он умеет вылавливать важнейшие импульсы», – рассуждал прозаик Владислав Отрошенко. Поэт Григорий Певцов назвал прозу Евсеева «пророческой, метафизической»; культуролог Александр Люсый говорил о ее южнорусских, «таврических» корнях. «Герои Евсеева живут на острие жизни и смерти, – заметила поэт Марина Тарасова. – Он очень много знает о простых русских людях, о «человеке пригорода». «Лавка нищих» – это модель нашего социума┘ Читаешь эти рассказы – и неловко становится, что у тебя есть крыша над головой».

Под занавес Евсеев прочитал рассказ «Мясо в цене» – этакий мистический славянский хоррор, обжигающий нутряным ужасом. И в то же время ослепляющий яростным, каким-то потусторонним светом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
1141
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1751
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1504
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
1378