0
852
Газета Факты, события Печатная версия

26.07.2023 20:30:00

Девочкам не наткали будущих бед

Вечер лирической поэзии «Прочитано в 22-м» прошел в Зверевском центре

Тэги: поэзия, антология, пейзажи, зверевский центр


26-11-1480.jpg
Поэт Юлия Крылова. Фото автора
В Зверевском центре прошли чтения, посвященные изданию антологии лирической поэзии «Прочитано в 22-м», составителем которой стал Юрий Крылов. Надо сказать, понятие «лирическая поэзия» используется как нечто обыкновенное, штатное, то, что представляет собой стержень всего поэтического процесса с давних времен. При этом ключевое в лирике – личное, субъективное отношение автора к воспринимаемой им окружающей действительности и настроение такого стихотворного произведения зависит как от объективно существующих фактов, так и от личностных установок, которые определяют, как эти факты оценить: положительно или отрицательно, в качестве допустимого, желательного, приносящего радость – или, наоборот, вызывающего возмущение, отвращение, печаль и ужас.

Антология же, если говорить формально, – собрание литературных высказываний авторов, объединенных по какому-либо признаку или критерию. В случае с «Прочитано в 22-м» критерий внесен в само название антологии – произведения, с которыми авторы выступали на публике в прошлом году.

Оглядываясь назад, стоит признать, что 2022-й стал знаковым, приметным, породившим разные новые явления годом, и составителю антологии «2022», кажется, вполне удалось сделать срез этой очередной действительности. Так что стихотворения, прозвучавшие на вечере Юрия Крылова, охватили определенный спектр переживаний как их авторов, так и лирических персонажей произведений – согласно сделанной оговорке о том, что «антологичность предполагает абсолютную глубину среза явления, мы же демонстрируем часть (хотя и значимую) современного поэтического ландшафта. Это можно отнести к произволу составителя, либо же определить фрагментарность ландшафта, как принадлежность авторов, безусловно, к разным школам и течениям схожим по внутреннему концептуальному восприятию литпроцесса».

У открывшего вечер Крылова поэтические произведения большей частью касались упомянутого 2022-го года. Строчки «Мы с ним лежали в одном гробу, он был теплее меня./ Я был живей чем живая земля, холодней чем змея./ Мы были богаты одним окурком. Нормально, центурион/…Не лед убьет – поющий песок. С песком осторожней» или «Я переживший многия уроны,/ Зачем лукавить, так оно и есть./ Я – голуби летят над нашей зоной./ Я – дервиши танцующие месть» – вроде не слишком требуют поиска второго дна или расшифровки метафор и эвфемизмов, ибо зачем все постоянно шифровать еще и в поэзии?

Второй читала поэт, филолог Ася Аксенова, и ее поэтический настрой также не сулил солнечных дней и голубого неба над головой: «Девочкам не наткали будущих бед/ Через десятки лет./ В вырытой впадинке, как в слюдяном гробу,/ Девочки прячут сокровища и судьбу,/ Пупса хоронят, стелют перо воронье,/ Клевера четырехпалый листок, счастья-беды глоток». Хотя упомянут был и кот, однако в форме его отсутствия: «Перестать откладывать на день, на месяц, год./ Перестать планировать жизнь и беречь живот./ Перестать ожидать от смертных, что не умрут./ Перестать считать свои жизни, ведь ты не кот». Или же – причина и следствие: «Чем ближе тьма и страшнее жизнь,/ Тем ярче краски на горизонте».

Поэт Юлия Крылова представила свою картину окружения – чуть менее грозную, чуть более в сторону своего рода пейзажа, но пейзажа не совсем простого: «не случайно гранат кровавого цвета –/ как накроет сока взрывной волной/ кажется, нет ничего, кроме лета», «продолжай собирать грибы:/ облачные волнушки,/ солнечные лисички…», «березки, берег и дорога, что словно бабу, разнесло./ вернуть ворованные груши хотим в саду соседа смерти/ хотим забыть на белом красный, хотим забыть добро и зло», «Там, где зеленый становится голубым,/ а зимой грязно-серый превращается в белый,/ от дома сгоревшего поднимается дым,/ в классики дети играют, в четвертый Рим,/ тела аккуратно обводят мелом».

Пейзажное настроение прошло и по текстам поэта Геннадия Калашникова, второго организатора вечера: «Это жизнь после жизни, лишь рыхлый кирпич/ безучастными красными плачет слезами./ Здесь чернеют меж прочих неясных вещей,/ что безропотно приняли нравы суровых развалин,/ очертанья могучих остывших печей,/ многоцветные сколы шершавых окалин».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
1295
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
233
Там Гамлета играл ефрейтор Дядин

Там Гамлета играл ефрейтор Дядин

Александр Балтин

Твардовский, Винокуров, Ваншенкин и другие поэты, прошедшие войну

0
458
Широко раскрывая глаза

Широко раскрывая глаза

Татьяна Алексеева

Взгляд в будущее в стихах Юрия Левитанского

0
562

Другие новости