Основатель Музея ОБЭРИУ Андрей Гнатюк спорит с библиофилом Михаилом Сеславинским о сути поэтической бессмыслицы. Фото автора
В самом сердце Петербурга, в доме 37 по Съезжинской улице, Музей ОБЭРИУ торжественно открыл Музей-квартиру поэта Александра Введенского (1904–1941) – одного из ключевых участников легендарной литературно-художественной группы «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ). В этих стенах с 1914 по 1936 год жил поэт. Сюда приходили его друзья-единомышленники: Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов. Здесь рождалось «реальное искусство», ломавшее привычную логику и наполнявшее поэзию игрой и свободой.
Реставраторы под руководством основателя музея Андрея Гнатюка и куратора Музея Бродского Юлии Сениной провели ювелирную работу. Они бережно расчистили слои времени, укрепили стены, а найденные фрагменты старых обоев, газет и даже росписей на потолке сохранили. Теперь они – часть экспозиции.
Пространство квартиры было отдано под частные собрания артефактов: автографов, книг, фотографий и личных вещей из коллекций Владимира и Кристины Березовских (KGallery), Ильдара Галеева (Галеев-Галерея), издательства «Вита Нова», Вениамина Голубицкого, Михаила Сеславинского и Константина Эрнста. Четверо из них – члены Национального союза библиофилов. Но, что важнее – все вместе они создали интимное пространство для диалога. Место, где можно прикоснуться к истории, ощутить дух эпохи и осмыслить одно из самых ярких и необычных явлений русской культуры. Так, например, «высказывание» Сеславинского – это оригинальный мартовский номер журнала «Чиж» за 1937 год со стихотворением Хармса «Из дома вышел человек», представленный в сопровождении записи на катушечном магнитофоне песни Александра Галича «Легенда о табаке». По мнению коллекционера, такая перекличка эпох позволяет передать эстафетную палочку от поколения к поколению.
Открытие музея стало не просто презентацией, а живым и многослойным праздником. Гости встретились с ведущими экспертами и исследователями ОБЭРИУ Корнелией Ичин, Жан-Филиппом Жаккаром, Татьяной Никольской и др. Музыкальную программу представили Леонид Федоров, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский, Алексей Гориболь, Владимир Мартынов, Дмитрий Озерский и Сергей Старостин. Для гостей выступили певец и композитор Петр Налич, актеры Елизавета Боярская, Тарас Бабич, Евгений Ткачук, Сергей Годин, а также артисты театра «Лицедеи».
В сквере у дома выросли временные памятники обэриутам: Хармсу, Введенскому, Олейникову, Друскину, созданные Ольгой и Александром Флоренскими, Андреем Наличем, объединением P A R A Z I T, Александром Шишкиным-Хокусаем, Николаем Ватагиным и Александрой Гарт. На следующий день они исчезли, превратившись, как это принято называть у библиофилов, в эфемеры.
Сеславинский в качестве «дижестива» провел в своем номере отеля литературно-художественную гостиную для основных участников вернисажа. Особенно трогательным был рассказ 94-летнего художника Александра Траугота о его единственной встрече с Хармсом.
Санкт-Петербург – Москва


