0
891
Газета Фантастика Интернет-версия

24.01.2002 00:00:00

Логика жизни

Тэги: Звягинцев


-ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ, ты сейчас занимаешь должность советника губернатора Ставропольского края. Но ты еще был врачом "Скорой помощи" в Кольчугине, военврачом на Сахалине и работал в политорганах МВД.

- Небольшое уточнение: я занимаю должность не советника губернатора края, а главного специалиста информационно-аналитического сектора аппарата губернатора. По должности имею классный чин - советник госслужбы 2 ранга, что примерно равняется армейскому подполковнику.

- Как ты пришел в фантастику, с чего все началось? Неужели с детства мечтал стать писателем-фантастом?

- Писателем мечтал стать с детства, более того, был в этом уверен лет с шести, когда начал писать свой первый роман. (Половина школьной тетрадки в "три косые".) Чуть позже убедился, что с моими взглядами при советской власти мне издаваться не удастся. После чего начал писать в стол, сладострастно описывая в том числе и крушение советской власти, и реставрацию монархии. (Три общих тетради в 1964-1966 годах.) Нынешнюю кавказскую войну тоже описал, в 1967 году, правда, там мятеж сепаратистов был успешно подавлен за несколько месяцев. Написал продолжение "Дня триффидов" (как развивались бы события, описанные в романе "Уиндема", здесь, у нас, тоже с политическим фоном).

Короче, вышло так, что, специально не планируя стать именно фантастом, я стал им логикой жизни, поскольку все, что не являлось кондовым соцреализмом, так или иначе оказывалось фантастикой.

- Роман "Одиссей покидает Итаку" изначально писался в стол. Возникали ли неприятности в связи с этим?

- Именно так, в стол и для друзей, причем почти все герои имеют прототипы, и мы с ними подробно обсуждали касающиеся их эпизоды. Некоторые детали проигрывали на местности, как, например, сцены гонки с агграми в Москве и т.п. Начал писать роман именно как "Одиссей" в конце 1976 года. Потом в него вошли некоторые куски из неоконченных романов конца 60-х, начала 70-х годов.

- За книгу "Одиссей покидает Итаку", которую теперь называют культовой, ты в 1993 году получил сразу четыре престижные литературные премии: "Аэлиту", "Интерпресскон", Премию имени Беляева и специальную Международную премию "Еврокон". Получение премий как-то стимулировало дальнейшее?

- Реакция на признание читателей была положительная, естественно. Но я - человек самокритичный, почему и умею свои книги редактировать как чужие, в то же время в меру тщеславный. Однако сам успех был больше ожидаемого. То есть книжка вышла вовремя. Через пару лет того эффекта бы уже не было, что и подтверждается хотя бы тем фактом, что за минувшие 8 лет других премий я уже не получал. А на счет стимула - не знаю. Писал и пишу так, как умею, и о том, что мне в данный момент интересно.

- В твоих книгах ты создаешь, конструируешь альтернативную историю. Именно в ней живут настоящие, живые герои, там происходят значительные события и вершатся судьбы мира┘

- Не знаю, что тут и комментировать. Кое-что об этом эффекте написано в статье Валентинова "Нечто о криптоистории". Наверное, дело в том, что наша прошлая история настолько искажалась и фальсифицировалась, что стала выглядеть неправдоподобно и ирреально. А я и мне подобные "альтернативщики" стараются писать точно и логично в пределах предложенных обстоятельств. Ну и еще - случившееся с Россией в XX веке есть настолько грубое насилие над разумной жизнью, что любой другой вариант развития событий выглядит куда естественнее.

Вот все вместе, наверное, и приносит желаемый эффект.

- Ты никогда не интересовался, каков возраст твоих читателей? Есть ли среди них очень молодые люди? Или это все-таки среднее поколение, которому близки переживания твоих героев, понятны их желания и отношение к жизни?

- Читатели у меня разные. И шестидесятники вроде Балабухи, который помог мне получить "Беляева", написал первую профессиональную рецензию. Эти люди ностальгируют по своей юности и нереализованным шансам. Чем я нравлюсь таким, как ты (35-45 летним), тебе должно быть известно лучше. Молодежь тоже читает. Друзья моего сына и дочки, к примеру (27-30 лет), и даже студенты. Каждый находит свое. Одни крутизну, другие психологию, третьи - новый фактаж.

- Ты входишь в жюри профессиональной литературной премии "Странник", присуждаемой за достижения в фантастике, а значит, должен быть в курсе того, что внутри и вокруг нее (фантастики) происходит. Как оцениваешь ситуацию, сложившуюся в последнее время?

- Ситуация в нашей фантастике вполне нормальная. Есть десяток лидеров, десятка два авторов крепкого среднего уровня. Туфты печатают мало, поскольку издатели у нас не дураки, многие сами из фанов. С оценками рецензентов, пишущих о фантастике и процессах в ней, по большинству позиций согласен. Более же всего я рад, что в дискуссии со Столяровым в 1994-1995 годах оказался прав я, а не он. Суть была вот в чем - он утверждал, что российская фантастика шансов не имеет, всегда будет проигрывать западному масскульту и всем надо уходить в камерный "турбореализм", писать мало и для "посвященных". Все вышло ровно наоборот, по моим данным, западную НФ и покупают и читают гораздо меньше отечественной. Что радует.

- В интервью одной из ставропольских газет ты сказал: "Русская литература, в том числе фантастическая, есть русская уже по определению, по духу; ничего искусственного, подчеркивающего ее родину, привносить не нужно". Есть ли у тебя время читать современную русскую литературу? Каких авторов ты бы отметил особо?

- Современную русскую не-НФ скорее просматриваю, чем читаю, ибо, во-первых, ее мало (в основном в толстых журналах), во-вторых, она малоинтересна по причине неуважаемой мною "камерности", дурацкого принципа, что "истинная литература не должна быть увлекательной". В-третьих, ненавижу бесконечное повторение дурацких же мыслей: "В наше ужасное время", "Бывали хуже времена, но не было подлей" и т.п. Время самое нормальное, и писать нужно соответственно, а не изобретать занудные страшилки в духе хоть Петрушевской, хоть Бондарева с Прохановым. Речь идет о современной литературе, пишущей о современной жизни, номинирующейся на Букеров и т.п.

С историческими романами, к примеру, дела обстоят получше. Но чего-то выдающегося и здесь не назову. Вот прочел недавно роман "Хоровод", навскидку автора не вспомню (тоже знак, кстати), Уткин, кажется. Отличная стилизация под авантюрный роман XIX века. На фоне 1-й Кавказской войны, кстати, в наших краях дело происходит.

А вообще, читаю в основным своих коллег-приятелей, Бушков меня тоже развлекает. Иногда детективы, но ни Акунин, ни Маринина не очаровали. Самый лучший автор, из прочитанных в последнее время, - Катериничев.

- Счастливый ли ты человек?

- Да. Потому что успел дожить и до реализации моих абсурдных для советских времен фантазий, и до того, что при жизни вышли почти все написанные книги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
752
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
446
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
413
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
613

Другие новости