0
2038
Газета Здоровье Печатная версия

26.01.2021 19:16:00

Главное – убедить больного лечиться добровольно

Почему пациенты не доверяют врачу и не выполняют его назначения

Тэги: лечение. врачебное назначение, нарушения, пациент, комплаенс, добровольное следование


лечение. врачебное назначение, нарушения, пациент, комплаенс, добровольное следование Самая распространенная причина, по которой пациенты не следуют назначениям врача, – высокая стоимость предлагаемого лечения. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Больной, обращаясь к доктору, хочет вылечиться. Доктор хочет его вылечить. Задачи у того и другого одинаковые. Но выполнить их не всегда получается.

Причин этого много. Одна из них, казалось бы, вполне преодолимая: пациент попросту не выполняет назначения врача. А потом удивляется, что лечение не помогает. Жалуется, что врач плохой, что лекарства плохие. И то и другое случается. Но нередко и лекарство правильное, и врач хороший. Но больной принимал лекарство не так, как ему назначил доктор, не в той дозировке, а то и вовсе не то лекарство. Посмотрел в интернете, а там от его болезни описаны и другие лекарства. И он решил, что выберет другое. Некоторые простодушно сами врачу об этом и рассказывают.

Один больной решил, что доктор назначил слишком дешевое лекарство. Другая – что, наоборот, слишком дорогое. Интересно, что речь идет об одном и том же враче-гастроэнтерологе. Высококвалифицированном. Дама, выискавшая в интернете более дешевый аналог препарата, очень гордилась, что сумела сэкономить хоть пустяк. А что побочные явления, так потерпит.

Есть в медицине такое понятие, как комплаенс (compliancе – согласие, соответствие) – добровольное следование пациента предписанному ему лечению. Казалось бы, пришел к врачу, так слушайся. Но нет. В США, например, треть пациентов не выполняют предписания медиков.

А как обстоит дело в России?

Компания Ipsos провела исследование Medi-Q «Мнение практикующих врачей» (выборка свыше 12 тыс. врачей амбулаторной практики в 21 городе), посвященное тому, как специалисты разных профилей оценивают комплаентность своих пациентов и возможности повлиять на нежелание некоторых больных следовать советам своего врача.

На то, что около трети пациентов не следуют назначениям или не покупают выписанные препараты, указали 31% эндокринологов, 29% кардиологов, 25% терапевтов. В значительно меньшей степени с этой проблемой сталкиваются педиатры и дерматологи (13 и 14% соответственно).

Самая распространенная причина, по которой пациенты не следуют назначениям врача, – высокая стоимость предлагаемого лечения. В наибольшей степени это характерно для назначений хирургов (42%), в меньшей степени для назначений педиатров (22%). Не исключено, что тут действует принцип: для ребенка ничего не жалко.

На возможные опасения пациентов по поводу побочных эффектов назначенных препаратов обращают внимание преимущественно ревматологи (24%), терапевты (19%) и неврологи (19%).

Неудобства для больных, связанные с приемом лекарств и выполнением рекомендаций, в большей степени отмечают эндокринологи (17%) и офтальмологи (14%). Отсутствие лечебного эффекта ранее назначенных препаратов констатируют ревматологи (10%) и терапевты (9%). Кроме того, ревматологи и терапевты чаще, чем представители других специальностей, сталкиваются с сомнениями пациента в компетентности врача.

Что нужно сделать, чтобы убедить пациента лечиться? 54% опрошенных врачей всегда предупреждают его о последствиях для здоровья в случае невыполнения назначений и рекомендаций. 53% заранее рассказывают о неудобствах, связанных с лечением. По этому пути особенно часто идут гастроэнтерологи, эндокринологи, гинекологи и урологи. На третьем месте находится обсуждение возможности замены назначенных препаратов, если они не подходят пациенту по цене (48%). Этот способ выбирают терапевты.

«Самый распространенный подход – объяснять пациенту выбранную тактику лечения заболевания, – считает руководитель регулярных проектов PrIndex, Medi-Q компании Ipsos Наталья Алимова. – К нему всегда прибегают 33% врачей, а часто – 38%. Эта мера наиболее характерна для педиатров, дерматологов и ревматологов». Хирурги пользуются всеми доступными средствами, кроме информирования о возможных неудобствах лечения.

Академические программы подготовки врачей не предусматривают в достаточной степени обучения навыкам общения с пациентом и его родственниками, консультирования. С другой стороны, сама парадигма отношений «врач–пациент» в нашей стране по-прежнему в большей мере строится на патернализме. Сейчас, при наличии огромного количества средств информации, интернета, такая модель не годится. Наиболее эффективны партнерские отношения, когда с учетом индивидуальных особенностей пациента доктор совместно с ним ищет решение его конкретных проблем. К сожалению, сделать это в рамках ОМС очень трудно: у врача элементарно нет времени на разговоры с больным. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Отделение полиции – не место для мобильной связи

Отделение полиции – не место для мобильной связи

Екатерина Трифонова

Изъятие телефонов у административно задержанных – действие, сомнительное с правовой точки зрения

0
2388
Конституционный суд не дал адвокатам добраться до штрафников

Конституционный суд не дал адвокатам добраться до штрафников

Екатерина Трифонова

Заключенные жалуются на отсутствие защиты при дисциплинарных наказаниях за решеткой

0
1676
Новая конституционная реальность отечественного правосудия

Новая конституционная реальность отечественного правосудия

Екатерина Трифонова

Европа и Россия радикально расходятся в понимании значения принципов уголовного процесса

0
3742
Штрафы помогут мигрантам освоить русский язык

Штрафы помогут мигрантам освоить русский язык

Екатерина Трифонова

Экзаменаторов будут наказывать за липовые сертификаты для гастарбайтеров

0
2576

Другие новости

Загрузка...