0
1022
Газета День в Истории Интернет-версия

03.02.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 3 февраля

Тэги: история, капитализм, ссср, экономика


история, капитализм, ссср, экономика Савва Морозов – один из гигантов и творцов первого русского капитализма. В его расчеты на будущее вкралась ошибка.

Велик и прост, как правда, закон демократии, то бишь народовластия: да сбудется воля большинства.

Ну и закон рынка тоже достаточно нагляден: «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги, господа,/ А без денег жизнь плохая – не годится никуда». Здесь имеется в виду просто нехватка денег, вечное их свойство. Что деньги могут быть – в том числе по воле большинства народа, вполне демократически – упразднены как реальная экономическая категория – такое авторам и исполнителям сего популярного музыкального сочинения, наверное, не приходило в голову. Как и то, насколько плохой окажется жизнь в результате этой войны двух законов.

Когда в России именем трудящегося большинства было объявлено, что пришла пора грабить награбленное эксплуататорским меньшинством, возник вопрос – куда девать изъятые у этого меньшинства богатства. Был издан декрет «О конфискации всего движимого имущества эмигрантов и лиц, приравненных к ним», и для исполнения его 3 февраля 1920 года по приказу Ленина появилось учреждение с новоязовским именем Гохран. Работало оно в глубочайшей секретности, под непосредственным руководством Ленина, а потом Сталина. Сейчас Гохран подведомствен Минфину РФ. Деликатные вопросы реституции, ответственности по судебным искам, которые могут предъявить наследники «эмигрантов и лиц, приравненных к ним», – все это было сочтено неуместным. Равным образом вытеснили на периферию общественного внимания и вопрос об ответственности иного рода – исторической. Который не может не возникать, когда речь заходит, например, о родившемся 3 февраля 1862 года знаменитом русском промышленнике Савве Морозове, при неясных обстоятельствах ушедшем из жизни в Каннах в мае 1905-го.

Род Морозовых – старообрядческий. А старообрядцы в предреволюционной России выделялись своей активностью на предпринимательской ниве. Реформации в России не было, и фундаменталистское религиозное течение у нас само по себе вряд ли могло ужиться с капитализмом и рынком так, как западный протестантизм. Помогло самодержавие. Старообрядцы сделались дискриминируемым меньшинством – и эта особая общественная и религиозная группа повела себя как группа активная, по законам, часто присущим дискриминируемому меньшинству (классический пример – иудеи). С соответствующими успехами в элитарных видах деятельности, вопреки дискриминационным мерам и традициям.

Это во-первых. Во-вторых: выступая в роли мецената, Савва Морозов оказывал финансовую поддержку не самым популярным деятелям культуры и политики. Что неудивительно – более любимые народом или властью вряд ли бы нуждались в его помощи. Но адресаты помощи у Морозова были все-таки разные. Московский Художественный театр, где он даже вел хозяйственную часть, – одно. Кадетская партия – другое, но все-таки тоже приличные люди. А вот большевики – случай особый, выпадающий. Несвобода мешала им при царизме, но мешала лишь ситуационно, зато свобода как основа общественной жизни мешала сущностно. Здесь-то и возникает применительно к Морозову проблема тех русских капиталистов, которые своими деньгами торили путь врагам денег и свободы. Что деньги и свобода взаимосвязаны и связь между ними куда более положительная, чем между категориями «свобода» и «народ», – такое совершеннолетние люди вполне могли бы понимать, но, видимо, где-то здесь было слабое звено или одно из таковых. Проблема вполне сегодняшняя, разве что список неадекватных объектов финансирования уже не ограничивается сходящими с исторической сцены большевиками...

Но обратимся к биографиям тех, кому выпало «в бедламе нелюдей, с волками площадей», под большевиками или с большевиками – как хотите, так и называйте – жить (и выть – от большевиков и по-большевистски). День 3 февраля открывает нам два интересных случая, объединенных общностью профессии. Это, как ни парадоксально прозвучит после сказанного выше, экономисты. Что делать экономисту в экономическом зазеркалье, где нет собственности и свободного рынка? Возможен ли вообще там экономист, и если да, то какой?

Случай первый. Александр Вайнштейн. Родился 3 февраля 1892 года, умер в 1970 году. Специализацией его в экономической науке были статистика (в частности, сельскохозяйственная) и библиография. Что обычно принято рассматривать как вехи пути ученого? Даты выхода и названия книг, публикаций. Есть это и у Вайнштейна, но есть и вторая линия вех – аресты. Первый раз – по одному делу с Николаем Кондратьевым и Александром Чаяновым – в 1930 году. Второй раз – в 1937-м. Кто там у нас любит троицу? Третий арест – в 1941 году, восемь лет карагандинских лагерей, далее в приговоре было пожизненное поселение┘ В 1957 году Вайнштейн вернулся в Москву. Стал заниматься математическими методами экономического анализа. Многим они тогда казались живой водой для науки об экономике. Какое там – мертвому припарки.

Случай второй. Алексей Румянцев. Родился 3 февраля 1905 года. Уже из другого поколения – советский по жизненному опыту и воспитанию и переживший СССР (умер в 1993-м). Будущий академик и вице-президент АН СССР побывал и на научной работе (политэконом), и на партийной. В последние сталинские полгода заведовал в ЦК отделом экономических и исторических наук и высших учебных заведений. Свободомыслы в таких местах не водятся. Но ведь Хрущев двинулся в сторону свободы. Разве другие не могли? Могли, и кто-то зашел дальше. Румянцев поработал в журнале «Проблемы мира и социализма» в Праге, где хоть немного другой вид из окон. Снятие Хрущева не сразу и не всеми было понято как поворот назад к Сталину – и Румянцев возглавил «Правду». Продержался недолго – был снят за слишком либеральную по тону передовую статью «Партия и интеллигенция». Потом создал первый в стране социологический институт, и там работали, например, Игорь Кон и Юрий Левада. Институт был разогнан, конечно.

На одном узком собрании в начале 70-х он сказал: «Все формации возникли естественным путем, и только социалистическая формация возникла организованно – путем организованных действий масс. Не отсюда ли все наши проблемы? Вот над этим надо подумать».

Так бывает: к тому, с чего надо начинать, приходят под занавес. .


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
290
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
327
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
292
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
323

Другие новости