Лидер КПРФ Геннадий Зюганов решил подвести не электоральные, а политические итоги региональных выборов. Фото с сайта www.kprf.ru
Центризбирком 15 сентября подвел итоги единого дня голосования (ЕДГ), со своими заявлениями выступили и лидеры думских партий. «Единая Россия», как и ожидалось, выиграла все выборы – и губернаторов, и региональных депутатов. КПРФ вопреки прогнозам в целом сохранила за собой позицию второй партии страны и первой оппозиционной силы. Но ЛДПР продемонстрировала больше, чем коммунисты, в ходе кампаний в заксобрания субъектов РФ. На этом же уровне лучшие проценты показали «Новые люди» по сравнению со «Справедливой Россией – За правду» (СРЗП). То есть борьба соответственно за второе-третье и четвертое-пятое на ЕДГ-2025 имела место, но пока с неочевидными результатами. Ожидаемой переконфигурации партийного поля не произошло, возможно, в этом году с ней только экспериментировали, чтобы подкрепить социологические расклады электоральными хотя бы по минимуму. Можно сказать, что контуры выборов в Госдуму-2026 только начали проявляться.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов по итогам ЕДГ-2025 посетовал на отсутствие «нормального диалога, когда садятся и обсуждают проблемы, в частности, о том, что делать с экономикой». Первый зампред ЦК Юрий Афонин заявил, что коммунисты в ходе губернаторских кампаний «в подавляющем большинстве регионов уверенно заняли второе место». «КПРФ реальная, единственная, настоящая оппозиционная сила, которая соперничает не с «Новыми людьми», не с ЛДПР, не с СРЗП, а с главным нашим оппонентом – это финансово-экономическая политика, которая проводится в стране», – пояснил он. Афонин не согласился с тем, что «кто-то там чуть ли не вторая партия»: «Реальные цифры другие. 55 мандатов получила КПРФ на выборах в столицах регионов, а ЛДПР – 39».
Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий назвал результаты «более чем хорошими, оправдывающими ожидания»: «Вторая политическая сила страны, об этом можно сегодня заявить еще более уверенно». По его словам, «сегодня ЛДПР уступает закономерным образом лишь партии парламентского большинства – ЕР, но является главной и первой среди оппозиционных партий». И Слуцкий заявил, что на уровне выборов в 11 заксобраний субъектов РФ у его партии семь вторых мест. Сопредседатель СРЗП Сергей Миронов подчеркнул: итоги ЕДГ свидетельствуют, что партия «на уверенном четвертом месте». Он считает, что «конфигурация Госдумы девятого созыва будет точно такой же, как нынешнего – восьмого». То есть в ней будут те же пять фракций, но СРЗП увеличит свое представительство. А лидер «Новых людей» Алексей Нечаев напомнил: «В этом году выборы были для нас совершенно другого масштаба. Если говорить о региональных парламентах, то мы уже получили представительство в восьми – и теперь партия представлена уже в 44». По его словам, «очень убедительно на этих выборах «Новые люди» выступили в крупных городах».
ЛДПР действительно так и не смогла массово обогнать КПРФ на губернаторских выборах, хотя есть и некоторые исключения. Правда, и в другую сторону тоже, скажем, в Иркутской области, где была политическая кампания, кандидат от ЛДПР занял вообще четвертое место, уступив и коммунистам и эсэрам. Такая же позиция у данной партии и в Свердловской области. Но на Камчатке на втором месте все-таки ЛДПР – 13,82%, у кандидата КПРФ – 13,3%. Короче говоря, КПРФ заняла вторые места на губернаторских выборах в 12 регионах, правда, не везде были представители ключевого соперника. Например, в Брянской области.
ЛДПР в чистом виде вышла на второе место только в пяти регионах, в двух из них не было кандидатов-коммунистов – это Чувашия и Ленобласть. Отодвинули КПРФ реально либерал-демократы лишь в Архангельской области, Севастополе и Еврейской автономной области. В Курской области и Татарстане партии пришли к финишу, что называется, «ноздря в ноздрю: соответственно у КПРФ – 5,09%, а у ЛДПР – 4,07% и КПРФ – 4,97%, ЛДПР – 4,2%. А еще два вторых места у СРЗП – это Калужская область и Коми, где кандидат от КПРФ отсутствовал.
И партии Миронова принадлежит одна победа – главы Чувашии Олега Николаева, который принадлежит к СРЗП, но на выборы шел самовыдвиженцем.
![]() |
В Костромской области коммунисты уступили лишь действующему губернатору Сергею Ситникову. Фото со страницы Сергея Ситникова в «ВКонтакте» |
То есть КПРФ заняла вторые места на выборах в парламенты регионов в трех из них – кроме Коми это еще Воронежская и Новосибирская области, в Калужской области коммунисты и ЛДПР набрали одинаковые 9,5%. А вот в шести регионах второе место у ЛДПР – это Белгородская, Костромская, Курганская, Магаданская и Рязанская области и все тот же Ямало-Ненецкий округ. Но уверенный отрыв от левых только в трех из них, в трех других он не особо значимый, поскольку больше депутатских мандатов это не дает.
Как ранее писала «НГ», к выборам Госдумы-2026 расклад мест между партиями вполне может измениться и уже по результатам ЕДГ-2025. И, например, КПРФ уступит ЛДПР место второй политсилы, а СРЗП – четвертой «Новым людям». Однако в настоящий момент четкой переконфигурации не произошло, хотя наметки на будущее, конечно, уже сделаны, как и соответствующие заделы.
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков пояснил «НГ», что хотя нынешний год – это безусловно тренировка перед будущими федеральными выборами, и он показывает тенденции, однако они могут оказаться неустойчивыми в силу локальности ЕДГ-2025. Например, и явка не везде была высокая, и результат думской оппозиции нельзя подвести под единый критерий. То есть единой модели выборов все-таки не было – и поэтому многое зависело не от федерального Центра и руководства партструктур, а от региональных отделений партий. По его словам, это вовсе недаром, что вся думская оппозиция получила хорошие результаты в нескольких регионах: Новосибирской, Костромской, Калужской, Курганской и Челябинской областях и Республике Коми.
При этом Гращенков отметил, что на федеральных выборах совсем другие условия, здесь и большее число избирателей вовлекается, и ситуация больше зависит от центрального партийного руководства. Поэтому какая-то из партий сможет сохранить и прирастить нынешние позиции, а кто-то их потеряет. «Важно не столько то, какое место партии набрали на выборах 2025-го, важнее динамика. То есть отрыв в процентах от оппонентов, а также тот факт, опустился или вырос результат по сравнению с прошлыми выборами. Если разрыв между полиструктурами есть, но он небольшой, например, ЛДПР опередила КПРФ на 1,5%, то эти места могут легко поменяться в дальнейшем. Либо, наоборот, к примеру, КПРФ сохранила второе место, но при этом вдвое потеряла в поддержке по сравнению с прошлым циклом. Это значит, что она и дальше может падать», – подчеркнул он. Гращенков также обратил внимание, что КПРФ и СРЗП сделали ставку на свой устойчивый ядерный электорат – и отсюда неплохие результаты на губернаторских выборах. А вот «Новые люди» и ЛДПР привлекали к себе новые группы электората, отсюда и разнобой в результатах, и выходы на первый план в ряде региональных парламентов. Потому что голосовать за коммунистов и эсэров шел более дисциплинированный и зачастую возрастной электорат, а за две другие партии – молодежь, которую они могут и потерять в будущем цикле.
«По результатам ЕДГ-2025 нельзя подвести однозначно жестких итогов. Скорее можно сделать тонкие выводы о тенденциях. Многое будет зависеть от того, как сами партии будут работать в 2026 году. Например, ЛДПР очень много денег вложила в нынешнюю кампанию, но вопрос в том, сохранится ли сверхфинансирование в будущем. Или, скажем, СРЗП позиционирует себя как партию оппозиционную, «Новые люди» – как партию альтернативы. Но если на региональных выборах тактика контрпозиционирования СРЗП сыграла, то на федеральных выборах она может не сработать. То же самое и с ЛДПР, которая поднимала региональные проблемы, хотя на думских выборах вести жесткую критическую кампанию ей уже вряд ли позволят», – подчеркнул Гращенков. И заключил, что борьба за вторую-третью и даже четвертую позицию в 2026 году между думскими партиями только обострится.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Выборы показали, что электоральную ситуацию можно прогнозировать. Например, второе место ЛДПР пока оправдалось, но только в виде намека, а не окончательного результата с закреплением позиций. Тоже самое и с «Новыми людьми», которые по стране показали более высокие проценты, чем эсэры. Всей думской оппозиции, особенно той, которая вырвалась вперед – ЛДПР и «Новым людям», еще рано бить в литавры. И вообще следует помнить: взлететь в небо проще, чем там удержаться. Сумеют ли они сохранить тенденции и на думскую кампанию, это совсем другой уровень электоральной борьбы». При этом Мухин напомнил, что если связка ЕР и ЛДПР в краткосрочной перспективе играет на руку Слуцкому, то в долгосрочной, наоборот, может ударить по ЛДПР. «Новым людям» тоже предстоит закрепить поддержку, и у коммунистов и эсэров многое будет зависеть от организации кампании. «Для них еще не все потеряно, что нынешние выборы тоже показали», – заметил Мухин.