0
2902
Газета День в Истории Интернет-версия

11.05.2011 00:00:00

11 мая - День рождения Мюнхгаузена

Тэги: история, календарь


история, календарь Пустой контур – пусть воображение дорисует. Памятник барону Мюнхгаузену в бывшем Кенигсберге.
Фото с сайта www.kaliningradout.ru

Мировая история состоит из событий. Утверждение это очевидно и даже тривиально, но вместо точки после него надо было бы поставить запятую. Потому что факты – лишь первый или, если хотите, последний слой. Над ними и под ними – их отражения, которые тоже становятся фактами.

11 мая 868 года в Китае монах Ван Цзе изготовил (в технике ксилографии, то есть гравюры на дереве) «для всеобщего бесплатного распространения» свой перевод одного из важнейших текстов буддизма – «Алмазной сутры», или «Сутры о совершенной мудрости». Это самая древняя из ныне известных точно датированных печатных книг. Можно отмечать День печати – в мировом масштабе. А в рифму с этой датой – другая: 11 мая 1928 года в Нью-Йорке впервые в истории началась регулярная трансляция телепередач. Выразительное соседство электроники и печати.

Телевидение в данном случае рассказывало о том, что было. Но можно, благо существуют вымысел и фантазия, рассказывать и о том, чего не было и не бывает. Здесь признанный чемпион и эталон – барон Карл Иероним фон Мюнхгаузен. В каком-то смысле его – вернее, образа, возникающего при упоминании этого имени, – тоже не было. Реальный человек, родившийся 11 мая 1720 года в нижнесаксонском городке Боденвердер и умерший там же в 1797-м, оказался оттеснен: сначала героем книги Рудольфа Распе, потом еще и иллюстрациями Гюстава Доре к ней, сегодня – еще и экранизациями (у нас – прежде всего Олегом Янковским из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»). Что называется, ты сам этого хотел, Жорж Данден. Придумывал невероятные истории о своих охотничьих приключениях и о военной службе в России, где и в самом деле был ротмистром. И еще при жизни выдумщика его побасенки вошли в фольклор, а значит – обрели самостоятельное существование, независимое от первоисточника. Вытаскивал себя барон за волосы или не вытаскивал, летал на Луну на пушечном ядре или не летал, – уже несущественно.

Как и то, например, может ли на оленьей голове вырасти вишневое дерево из выстреленной на охоте косточки. Задаваться таким вопросом – все равно что спрашивать у художника-сюрреалиста, с какой натуры он писал картину «Женщина с головой из роз». Есть такая работа у Сальвадора Дали, который родился 11 мая 1904 года (ум. 1989). Впрочем, по сравнению с его воображением мюнхгаузеновское – просто-таки младенческое. XX век – иные времена; что и в какой степени тут причина, а что следствие, разбираться не здесь. Не угодно ли «Телефон – омар»? Или «Податливое сооружение с вареными бобами: предчувствие гражданской войны»? Или жуткие видения из фильма «Андалузский пес» – сны, и в самом деле явившиеся создателям этой ленты Луису Буньюэлю и Сальвадору Дали и перенесенные ими на пленку.

Свои произведения Дали не отдает на растерзание кому бы то ни было, а опережая сторонний суд, делает их предметом собственной рефлексии. Художественный факт сопровождается предисловиями, сносками, послесловиями. Происходит неизбывная и безысходная борьба с вечной проблемой выразимости смысла. «Каков я на самом деле, знают считанные единицы». «Дуракам угодно, чтобы я следовал тем советам, которые даю другим. Но это невозможно, ведь я же совсем другой». Все так, давно известно, что «мысль изреченная есть ложь».

И другие хорошо знакомые в наших краях мотивы слышатся в высказываниях Дали. «Люблю инквизицию! Все великое делается наперекор и, следовательно, благодаря несвободе». Как будто у творца ампутировали «сокрытый двигатель» (Блок), источник творческой энергии. И появилась зависимость от зла. Невольный диагноз себе?

Нет, все-таки безопаснее работать в области естественных наук. Физики, например, – при всех проблемах с применением ее открытий. Сюрреализм там не хуже, чем у Дали. Скажем, теория одноэлектронной Вселенной: поскольку экспериментально отличить один электрон от другого невозможно, то почему бы всем электронам мироздания не быть одним электроном, который попеременно находится в разных точках пространства? Выдвинул эту гипотетическую модель родившийся 11 мая 1918 года американский ученый Ричард Филлипс Фейнман (ум. 1988), автор классического уже курса лекций по физике. Или другая его идея: позитроны, то есть аналогичные электрону частицы из антимира, – это просто электроны, которые движутся вспять во времени.

Помимо трудов сугубо академических, он написал еще нечто о себе самом – книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», где собраны истории из собственной жизни. Уже само название напоминает выходившие у нас в свое время сборники юмора ученых «Физики шутят» и «Физики продолжают шутить». Но если сопоставить фейнмановские воспоминания с его научными построениями, то уместно будет поразмышлять о многозначном смысле слова «история». Когда Берлиоз спросил Воланда: «Вы историк?» – тот подтвердил эту догадку «и добавил ни к селу ни к городу: – Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история». Истории (историю) можно изучать, а можно устраивать. В последнем случае последствия могут быть тяжелыми, а будущее – труднопредсказуемым.

Футурология как особая дисциплина мало кому поможет. Но я сейчас не о ней. Сосед Фейнмана по календарному листку, тоже американец – физик и инженер Теодор фон Карман (1881–1963), – многое сделал в аэродинамике, но занимался также технологическим прогнозированием. Не гадал, не визионерствовал, а рассматривал факторы и варианты. Историческая наука, обращенная в будущее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
294
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
333
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
297
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
329

Другие новости