0
1350
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.09.2001 00:00:00

Россия как форпост Пан-Европы

Никита Парканский

Об авторе: Никита Парканский - аспирант Института Европы РАН.

Тэги: европа, энергетика, россия


ЗАПАДНАЯ Европа издавна стремилась включить Сибирь и российский Дальний Восток в свои "геоэкономическую" и "геополитическую" площадки. Сегодня Россия - один из главных торгово-экономических партнеров Европы, а европейские рынки сбыта, источники капитала и технологии являются самыми важными для России. В 2000 г. доля стран Европейского союза во внешней торговле РФ составила 40%, а после расширения ЕС в ближайшие годы увеличится до 50%. Доля ЕС в совокупной западной помощи России превышает 65%.

Экономика Европы уже включает в свой состав энергетику Сибири и Крайнего Севера и готовится распространиться на район Каспийского моря. Транссибирская магистраль и воздушные пути, проходящие по территории России и над ней, играют заметную роль в транспортных связях Европы с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Разрабатываются проекты новых транспортных путей Европа-Азия, успех которых без участия России весьма проблематичен. В ближайшие годы ожидается реанимация Северного морского пути, который, учитывая возможности современных технологий, может стать высокоэффективной транспортной магистралью Европа-Азия.

Итальянский президент К.Чампи считает, что "Россия - это часть Европы. Даже больше. Благодаря России европейская цивилизация перешла Урал и дошла до Тихого океана". Эксперт Фонда Фридриха Эберта В.Шнайдер-Детерс пишет: "На восток от Урала - в Сибири и на Дальнем Востоке - существует та же европейская идентичность, что и на запад от этого хребта. Территориальное расположение на "двух континентах"... не превращает Россию в плане культуры в "евроазиатское" государство..."

Подчеркивая "европейскость" России, на Западе сохраняют опасения по поводу российской "азиатскости". "Важнее другое - то, что вследствие своего периферийного или межевого положения Россия никогда не чувствовала себя полностью принадлежащей ни к Европе, ни к Азии, - подчеркивает Н.Макфарлейн из Центра международных отношений Королевского университета (Канада). - Более того, у нее выработалось чувство не только отличия, но и превосходства над обеими в силу своей способности синтезировать Восток и Запад". В современной Европе внимательно наблюдают за тем, какая тенденция будет преобладать во внешней политике Москвы: будет ли это понимание России как неотъемлемой части Европы и европейской безопасности или как неотъемлемой и ключевой страны Азии (причем страны, не связанной обязательствами с Европой), или же как связующего звена между Европой и Азией.

Дискуссии в российской политической элите дают европейцам обильную пищу для размышлений. Мимо их внимания не проходят публикации, содержащие утверждения российских экспертов о том, что развивается тенденция к "маргинализации европейской политики новой России", что Москва склоняется к стратегии "нового сдерживания Запада, которая, в частности, предусматривает развитие партнерских отношений с Китаем, Индией и другими региональными державами". Заместитель директора Института европейской политики (ФРГ) Б.Липперт весьма обоснованно задается вопросом: "Отдает ли Россия предпочтение прозападной ориентации или в своей политике следует особой миссии, стремясь сбалансировать отношения с Западом и Востоком?"

Между тем и в самой Европе пока нет ясного и окончательного понимания политических и экономических границ "большой Европы". "С одной стороны, на Западе отмечают, что в политическом и концептуальном плане Восток является частью Европы... - считают эксперты Федерального института восточных и международных исследований (ФРГ) Х.Г. Хеман, К.Майер и Х.Тиммерман. - С другой стороны, пока не просматривается перспективный план развития целостной Европы". В представлении ЕС, как отмечает один из германских экспертов, Европа состоит из трех геополитических центров: 1) глубоко интегрированный Запад с ЕС и Европейским экономическим пространством (ЕЭП); 2) прилегающий к нему регион Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья; 3) район Евразии, где находится Россия и другие страны СНГ.

Именно в направлении развития Пан-Европы от Атлантики до Тихого океана видят перспективы развития ЕС архитекторы европейской интеграции. В настоящее время такая Пан-Европа существует преимущественно в рамках "европейской геоэкономической площадки", включающей сибирские и дальневосточные энергосырьевые и транспортные ресурсы. В Италии, например, российским газом пользуются примерно 13 млн. человек (т.е. каждый четвертый житель этой страны), 7 тыс. промышленных предприятий и 710 тыс. ремесленников и торговцев.

Анализ работ западноевропейских экспертов свидетельствует, что политические границы Пан-Европы еще не достигли российского Тихоокеанского побережья, но в перспективе предусматривается "возможность трансформации Европы в могущественный по демографическим показателям (700 млн. жителей) и территории, включающей Россию с ее природными богатствами, континент", в важнейшее звено системы безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока. В этом контексте азиатская часть России, ее Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы становятся форпостом Пан-Европы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дж.Мильо, советник в правительстве С.Берлускони и при министре иностранных дел А.Мартино, заявляет о "мобильности восточных рубежей Запада" и о желательности превращения России в "наемника Запада, защищающего его рубежи от мусульманского Юга". Официальный Рим, по мнению российского эксперта В.П. Гайдука, заинтересован в неконфронтационных отношениях России с исламским миром, поскольку они выгодны Италии и Европе в целом.

Конфигурация отношений Европы и России зависит, по мнению многих европейцев, от дальнейшего хода развития российско-китайских отношений. Подчеркивается, что в перспективе отношения между Россией и политической Европой будут зависеть от эволюции интересов России как на ее южном фланге (Кавказ, Средняя Азия), так и на китайской границе. В Западной Европе не исключают, что если Россия почувствует угрозу со стороны Китая на своей периферии (к востоку от Урала находится 75% территории и менее 30 млн. жителей России), то она проявит желание к сближению с евроатлантическими структурами безопасности, в том числе к вхождению в обновленное НАТО, сфера ведения которого распространится от Ванкувера до Владивостока.

Следует отметить, что и среди российских экспертов имеются твердые сторонники поиска для России мощного западного покровителя, который бы предостерегал Китай от нашествия на российский Дальний Восток. В российско-итальянской монографии ("Россия и Италия". - М.: Наука, 1998) Ф.И. Новик подтверждает тезис о том, что судьба России во все времена была связана с Евразией и что в перспективе обретение Россией роли великой державы возможно только в результате выхода из кризиса и развития партнерства и сотрудничества как с Европой, так и с Азией. Он пишет: "В Европе же национальным интересам России полностью отвечает долгосрочная цель развития равноправных, полноценных партнерских отношений с Германией, вес и влияние которой в будущем еще более возрастут и которая, по всей вероятности, в перспективе будет играть роль связующего звена между Америкой и Европой, а в Европе - между западной и восточной частями континента".

Развитие особых отношений между Германией и Россией, предлагаемое планом Ф.И. Новика, противоречит интересам ряда стран Европы. Бывший премьер-министр Италии Р.Проди с опасением отмечает, что Германия "бросает свой взгляд далеко за пределы ЕС, во всяком случае, рассматривает Европу уже совсем не так, как прежде". По мнению Проди, европейцы "находятся перед лицом альтернативы - или Германия будет европейской, или Европа станет германской; любое промедление чревато угрозой германизации Европы". Проди убежден, что в интересах Италии и Европы в целом (кроме ФРГ) было бы принятие Россией роли геополитического противовеса в условиях обостряющегося соперничества между "центрами мирового развития", но Россия должна определиться относительно своей международной стратегии.

Таким образом, традиционная роль России как европейской буферной территории перед азиатской угрозой трансформируется в перспективе сначала в роль находящейся в альянсе с Западной Европой буферной территории перед лицом Китая и исламского мира, а в более отдаленном будущем, возможно, в составную часть Пан-Европы, напрямую и полноправно участвующую в процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Западноевропейская сторона отнюдь не форсирует развитие приведенных сценариев. Они не исключают энергичного развития интеграционных процессов с Россией в будущем. Европейцы заявляют о том, что они отказались от стратегии изоляции России, сдерживания и санитарного кордона в Центральной Европе, и утверждают, что они гарантируют безопасность западных границ России. Однако европейские страны ожидают, чтобы Россия сначала обеспечила благосостояние своих граждан и успех проводимых реформ, чтобы она более решительно определила свою национальную идентичность, устранила препятствия для собственного развития и установила свои южные границы. По их мнению, экономическая и политическая ситуация в России остается весьма неоднозначной. "...Затянувшийся кризис позволяет сегодня многим россиянам усомниться в западных моделях, - подчеркивал статс-секретарь МИД Германии Л.Фольмер на конференции Федерального института восточных и международных исследований в Кельне в апреле 1999 г. - ...При этом свою роль играют иррациональные моменты и старые мифы, такие, как, например, о России как "Третьем Риме", который предполагает выбор "третьего пути" между Западом и Востоком... В этом столетии России пришлось проделать огромные окольные пути и потерять чрезвычайно много времени. Мы все желаем, чтобы этого не произошло еще раз".

Р.Нюберг (Финляндия) утверждает, что сегодня в России впервые отсутствует единая общепринятая национальная идеология. Во многом именно из-за отсутствия единого национального курса не решается ряд ключевых социально-экономических вопросов: не осуществлена аграрная реформа, реформы здравоохранения и социального обеспечения находятся на самой ранней стадии разработки, происходит "примитивизация" промышленности, депопуляция Крайнего Севера, упадок оборонной промышленности, усложнение экологических и демографических проблем. Российская Федерация является федеративным государством лишь формально, по существу же это по-прежнему унитарное государство, в котором весьма сильны дезинтеграционные тенденции - особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Остается нерешенной проблема Северного Кавказа, возможны осложнения в Центральной Азии, продолжается территориальный спор с Японией.

С учетом перечисленного у западноевропейцев "не вызывает удивления, что процесс расширения ЕС на восток развивается весьма динамично, но Россия из него исключена. Излишнее сближение с Россией было бы для Европы сегодня весьма накладным экономически и политически. М.Фуше пишет в связи с этим, что основное возражение против включения России в политический союз состоит в том, что он в результате этого был бы выведен из равновесия и что интеграция в него России не произвела бы моментального усиливающего эффекта. Необходимо, по мнению Фуше, чтобы Россия более решительно определила свою национальную идентичность, устранила препятствия для собственного развития и установила свои границы.

По словам В.Шнайдера-Детерса, "ЕС нуждается в России. Европейскому полуострову Евразийского континента важно и азиатское измерение РФ". Как считает руководитель делегации Евросоюза на встрече 2000 ведущих западноевропейских и российских предприятий (октябрь 2000 г.), "может сложиться ситуация, когда Европа будет больше нуждаться в России, чем наоборот".

Пока в России сохраняется нынешняя ситуация, европейцы будут заняты тем, чтобы политически привязать Россию к Европе через построение замкнутой сети договоров, соглашений о разоружении и сотрудничестве, которые могут быть развиты путем регулярных политических консультаций (Франция-Германия-Россия, Россия-Европейский союз), дипломатического посредничества совместно с ООН и участия России в коллективных миротворческих акциях. Не более и не менее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2561
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2272
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1742
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1575

Другие новости