0
8556
Газета Идеи и люди Интернет-версия

17.02.2017 00:01:00

"Большая сделка" и линия Трампа

Юрий Коргунюк

Об авторе: Юрий Григорьевич Коргунюк – доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, руководитель междисциплинарной группы ситуационного анализа ИНИОН РАН.

Тэги: сша, россия, отношения, угрозы, возможности, санкции, сирия, украинский кризис, крым, иран, экономика, анализ, прогнозы


сша, россия, отношения, угрозы, возможности, санкции, сирия, украинский кризис, крым, иран, экономика, анализ, прогнозы Министр обороны в администрации Дональда Трампа Джеймс Мэттис (здесь он слева, напротив – вице-президент Майкл Пенс) весьма критичен по отношению к России. Фото Reuters

Между профессиональными политологами и читающей публикой давно уже сложилось стойкое взаимное непонимание. Публика, как правило, считает политологами политических журналистов и политтехнологов (профессии уважаемые, но несколько другие), а о представителях «академической» политической науки имеет весьма смутное представление. Последние, в свою очередь, не могут пробиться к широкому читателю из-за неспособности (иногда объективно обусловленной) изложить свои концептуальные построения доступным языком. Это действительно сложно, потому что понимание многих проблем «академической» политологии требует профессиональной подготовки.

О ситуационном анализе

Вместе с тем даже соответствующая подготовка далеко не всегда гарантирует глубину анализа и точность прогнозов, особенно когда дело касается текущей политической ситуации. Очень часто «любители» оказываются в этом продуктивнее «профессионалов». И здесь тоже нет ничего удивительного. Мало кто из нобелевских лауреатов по экономике мог похвастаться удачной игрой на бирже. Это просто разные профессии. Интуиция игрока и инсайдерская информация играют в практических вопросах куда более значительную роль, чем фундаментальные теоретические знания.

И тем не менее у научного подхода есть преимущества, которых не имеют ни интуиция, ни инсайд. Интуиция – вещь ненадежная, а инсайдерская информация ставит получателя в зависимость от ее источника и неизбежно грешит односторонностью. Журналист, политик или политтехнолог излагают личную точку зрения, не подлежащую коллективному обсуждению, – ведь они опасаются, что будет украдена или идея, или информация. В результате эти люди постоянно балансируют на грани между «угадать» и «не угадать».

Ученые в отличие от них в угадайку не играют и рассматривают любую идею как гипотезу, нуждающуюся в тщательной проверке. Если гипотезу нельзя проверить экспериментально, а ее оценка нужна уже сейчас (при анализе текущей ситуации только так и бывает), она заменяется обсуждением в рамках строгой процедуры.

Именно строгость процедуры позволяет адекватно взвесить имеющиеся варианты. Например, авторитет суда присяжных во многом зиждется на вере в животворящую силу процедуры.

Аналогично проходит и защита научных диссертаций. Члены диссертационного совета знакомятся с текстом, затем выслушивают диссертанта и оппонентов, а потом обсуждают правомерность претензий соискателя на ученую степень. Разумеется, эта процедура часто фальсифицируется, доказательством чему – фальшивые ученые степени чиновников и бизнесменов, но виной тому отнюдь не неэффективность процедуры, а как раз наоборот – ее несоблюдение.

Так или иначе, коллективная дискуссия способна выявить сильные и слабые стороны тех или иных версий даже тогда, когда ее участники не являются специалистами в выносимых на обсуждение вопросах. Их задача – не найти истину, а оценить убедительность аргументов.

На этой посылке строится, в частности, методика SWOT-анализа (ситуационного анализа), предусматривающего выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на ход событий. Внутренние факторы подразделяются на сильные (Strengths) и слабые стороны (Weaknesses), внешние – на возможности (Opportunities) и угрозы (Threats): отсюда и аббревиатура SWOT. Последовательное рассмотрение различных сочетаний внешних и внутренних факторов позволяет дать структурированное описание ситуации с точки зрения определенного актора (субъекта) и выбрать оптимальную для него стратегию действий в условиях принципиального дефицита информации.

Метод был разработан в начале 1960-х годов для анализа ситуации в сфере бизнеса, но постепенно распространился и на «смежные» области, в том числе на политику. В последнем случае в процедуре обсуждения участвуют не только политологи, но и представители других научных специальностей – экономисты, социологи, юристы, историки и т.п. Их задача – не столько сказать что-то новое, сколько оценить убедительность уже имеющихся оценок, выделив в итоге наиболее вероятный сценарий и предложив наиболее уместную стратегию.

Подобная междисциплинарная группа ситуационного анализа существует с начала года, в частности, в Институте научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). Первое свое заседание она посвятила первым шагам администрации Дональда Трампа и их соответствию интересам российского политического режима (условно – Кремля). Далее будут вкратце изложены итоги проведенной группой работы.

Американский взгляд

Так в чем же, с точки зрения интересов Кремля, заключаются сильные и слабые стороны российско-американских отношений после прихода на президентский пост Дональда Трампа?

Сильные стороны. Прежде всего в отношениях между лидерами двух стран нет того негатива, который накопился за восемь лет президентства Барака Обамы. Дональд Трамп неоднократно высказывал готовность к улучшению отношений с Владимиром Путиным и налаживанию сотрудничества с Россией в борьбе против ИГ («Исламское государство», запрещено в РФ).

Россия – активный участник военных действий в Сирии, без которого уже невозможно урегулировать ситуацию в регионе. Причем в отличие от США, которые в последнее время заметно снизили здесь свою активность, Россия в союзе с Турцией и Ираном, напротив, выступила с очередными инициативами по мирному урегулированию. Другими словами, Путину есть что предложить Трампу.

Упования на нового президента США звучат у нас весьма наивно.	Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Упования на нового президента США звучат у нас весьма наивно. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Слабые стороны. Проблема, однако, в том, что для Трампа отношения с Россией не являются приоритетом. Путин далеко не первый, кому Трамп позвонил после вступления в должность, при этом телефонный разговор был обставлен таким образом, что было ясно: новому американскому президенту важнее продемонстрировать твердость собственной позиции, нежели расположить к себе российского коллегу.

Приоритетными же для Трампа являются вопросы внутренней политики: отсюда указы о начале работы над отменой инициированной Бараком Обамой реформы здравоохранения (Obamacare), ужесточении иммиграционного законодательства и т.п. Трамп демонстрирует своему базовому электорату – населению американского Среднего Запада, страдающему от упадка национальной промышленности, – готовность выполнять обещания, данные в ходе президентской кампании. А из этого можно заключить, что он и в дальнейшем будет ориентироваться на «ржавый пояс», который не испытывает никаких особых симпатий к России уже в силу того, что о ней мало знает и особенно не думает.

Нельзя не учитывать и то, что в своей кадровой политике Трамп ориентируется на наиболее консервативное крыло республиканцев, традиционно придерживающихся жестких позиций в отношении действий России на международной арене. Учитывая, что значительная их часть с гораздо большим удовольствием видела бы на президентском посту Майка Пенса (нынешнего вице-президента), Трамп будет весьма осторожен в шагах, которые могли бы обострить его отношения с Республиканской партией. Во всяком случае, пока все его резкие телодвижения, включая указы о приостановке въезда в США граждан ряда стран, строительстве стены с Мексикой и пр., не выходили за рамки требований этих самых «бронированных» (ironclad) республиканцев.

Показательно, что, допустив возможное снятие с России санкций, Трамп сразу же задрал планку торгов до небес, заявив, что готов пойти на это в формате переговоров о ядерном разоружении. Кремль такую возможность не стал даже обсуждать – для него это равнозначно предложению сбросить козыри еще до начала игры. Как бы то ни было, понятно, что задешево Трамп санкции России не продаст.

Россия же в снятии санкций весьма заинтересована. Ограничение импорта передовых технологий, недополучение иностранных инвестиций, невозможность кредитования крупных российских корпораций в западных банках затрудняют перевод экономики страны на несырьевой путь развития. Так что заинтересованность России в отмене санкций для Трампа очевидна, и именно Россия должна предложить взамен что-то интересное.

Российский взгляд

Сочетание вышеуказанных сильных и слабых сторон порождает для Кремля как возможности, так и угрозы.

Возможности. Главная возможность – снятие напряженности в российско-американских отношениях, в пользу чего работает многолетняя традиция: при республиканцах (Рейган, Буш-отец и Буш-сын) отношения между двумя странами, как правило, всегда несколько улучшались. Да и в ходе недавней предвыборной кампании (включая праймериз) Трамп единственный из всех кандидатов отзывался о Путине положительно.

Основой для диалога могло бы стать прежде всего противодействие исламистскому терроризму, в том числе в лице ИГ. Показательно, что на должность основного советника по вопросам национальной безопасности Трамп поначалу назначил сторонника укрепления российско-американского сотрудничества в этой области – экс-главу разведывательного управления Министерства обороны Майкла Флинна; правда, уже через месяц президент вынужден был отправить его из-за скандала в отставку.

Такому сотрудничеству могло бы способствовать и то, что в отличие от прежней администрации команда Трампа отнюдь не планирует «демократизировать» Ближний Восток и противостоять нелояльным США авторитарным режимам, а намерена сосредоточиться на максимально быстром разгроме радикальных исламистских группировок. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия и для взаимодействия двух держав в урегулировании сирийского кризиса.

Кроме того, определенное пространство для маневра может возникнуть у России, если критика Трампа в адрес Китая, сознательно девальвирующего юань с целью повышения конкурентоспособности экспорта, выльется в серьезное охлаждение американо-китайских отношений. В этом случае Россия могла бы попробовать отыграть свои позиции в Средней Азии, серьезно подорванные экономической экспансией КНР. Эта возможность, однако, носит чисто гипотетический характер в силу несопоставимости экономических потенциалов КНР и РФ. К тому же сейчас Россия пытается привести в гармонию проект Евразийского экономического союза, где лидирующая роль принадлежит ей самой, с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути». В таких условиях переход к жесткой конкуренции с КНР отнюдь не в ее интересах.

Угрозы. Угроз, к сожалению, пока больше, чем возможностей. Как говорилось выше, возможное снятие санкций с России для Трампа – прежде всего внутриполитическая проблема. В условиях жесткого прессинга со стороны не только политических противников, но и многих коллег по Республиканской партии Трамп не может позволить себе шагов, которые могут быть истолкованы как «предательство национальных интересов». Отставка Флинна – яркое тому подтверждение.

Серьезную угрозу для российской экономики представляет отмена экологических ограничений на добычу сланцевой нефти, а также на добычу углеводородов в прибрежных зонах. Это может привести к падению цен на нефть – со всеми последствиями для России.

Да и другие, казалось бы, сугубо внутренние решения Трампа несут в себе потенциальные опасности для России. Так, в указ о сокращении приема беженцев и иммигрантов встроено распоряжение о разработке плана по созданию в Сирии и соседних регионах «зон безопасности» для размещения перемещенных граждан. Это распоряжение не согласовано ни с Дамаском, ни с Москвой. Не будучи детально прописанным, оно оставляет большое пространство для толкований, а следовательно, и для конфликтов.

Небезопасным видится и включение Ирана в список стран, гражданам которых Трамп запретил въезд в США. Иран является одним из гарантов соглашения о перемирии в Сирии в российской версии, и ухудшение отношений с ним явно не входит в планы Кремля – безотносительно к тому, как в дальнейшем будут развиваться российско-американские отношения.

Что касается возможного сотрудничества двух держав по урегулированию в Сирии, то и тут дела обстоят не совсем гладко. Сразу после инаугурации Трамп подверг критике военное вмешательство России в сирийский конфликт, заявив, что оно привело к ужасной гуманитарной катастрофе. Значит, разногласий в этой области между США и РФ по-прежнему больше, чем точек соприкосновения.

Оптимальная стратегия действий 

Из сказанного можно сделать вывод, что перспективы «большой сделки» между США и РФ (тем более в том виде, в каком это виделось в период «перезагрузки» 2009–2010 годов: признание США особых интересов России на постсоветском пространстве в обмен на отказ Москвы от стратегического партнерства с Пекином) сегодня выглядят более чем эфемерно.

Обе стороны, по сути, мало что могут предложить друг другу. Трамп не может отменить санкции против России, не ставя себя под угрозу импичмента; Путин не может «сдать» ДНР и ЛНР, а тем более Крым, не потеряв лицо как внутри страны, так и на международной арене.

С избранием Трампа президентом США из списка противоречий между двумя государствами исчез только один элемент – несовпадение ценностей. Лидеры обеих стран действуют в духе realpolitik и декларируют приверженность «традиционным ценностям» (вкладывая, правда, в данное понятие далеко не один и тот же смысл). В остальном противоречия между Россией и США никуда не делись, а их структура сохранилась практически в прежнем виде.

По большому счету в краткосрочной перспективе между Россией и США возможно только «точечное» сотрудничество – прежде всего в области борьбы против ИГ и терроризма в целом. Конструкция, базирующаяся исключительно на борьбе с общим врагом – в отсутствие интенсивного сотрудничества двух стран в социально-экономической сфере, – не может рассматриваться как устойчивая и сколько-нибудь долговременная.

Чрезмерная «трампофилия» и упование на «большую сделку» могут сослужить Кремлю плохую службу. Срыв такой сделки из-за явно завышенных ожиданий способен привести к взаимному разочарованию и ужесточению позиций, в том числе в вопросах санкций и поставки Украине американского летального оружия. А следовательно, российскому руководству в сотрудничестве с новым лидером США правильнее ориентироваться не на глобальные планы, а на «малые дела».

* * *

Кому-то эти выводы покажутся банальными, кому-то – попросту неверными. Но ситуационный анализ не претендует ни на оригинальность выводов, ни на абсолютную точность прогнозов. Это всего лишь измерительный прибор, показания которого подлежат верификации и сравнению. Если группы, подобные той, что создана в ИНИОНе, появятся и в других местах, плоды их работы можно будет сопоставлять, в том числе используя математические модели.

В любом случае в анализе текущей политической ситуации давно пора переходить от любительского индивидуализма к коллективным профессиональным действиям. Ситуационный анализ – лишь первый шаг на этом пути.    



статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
242
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
396
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
550
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
421

Другие новости