0
820
Газета Интернет Интернет-версия

14.02.2002 00:00:00

Борьба за права меньшинств

Тэги: интернет


Ощущение складывается такое, будто перешедшие в интернет критики и обозреватели, работавшие до того в толстых журналах, глянцевых изданиях и газетах, вдруг разом устали. Будто бы раньше им казалось, что какое-то новое качество критический текст в интернете получает по умолчанию, без особых усилий со стороны, а в действительности вышло совсем не так, и теперь все, что остается, - вспоминать минувшие дни и проводить параллели между виртуальным и бумажным миром. Сетевая критика становится все более консервативной и ретроспективной. Покопавшись в WWW, авторы, похоже, ничего по-настоящему пленительного в нем не нашли, не только в смысле содержания, но и в формальном отношении. Стало скучно.

Это примерно как читать изданную "НЛО" книгу Александра Агеева "Бумага, глянец, интернет" в части интернета. И ведь даже непонятно в чем дело. Не в качестве текстов - точно. С качеством все в порядке. А все же что-то не то. Интернет? При чем здесь интернет? Подумаешь - и пойдешь снова читать пятьдесят седьмой выпуск агеевского "Голода", в котором про алкоголизм. Вот он - адекватный. Правильный. Но в чем его правильность - опять не улавливаешь.

Курицын вот еще радует иногда, когда про Питер пишет. Но как-то неравномерно радует: у него один выпуск про Питер и жызнь, а другой - про какой-то такой дремучий "рунет" имени Дмитрия Кузьмина, что тут же сразу клонит в сон.

Замечательный архивный документ был опубликован в конце января на сайте "Сетевая словесность". Книга рецензий и статей Андрея Урицкого, "Некоторые рецензии и статьи 1992-2000 годов". Его очень приятно читать. Особенно статьи девятилетней, семилетней давности. Диву даешься: неужели так писали о Сорокине, Лимонове, Радове? Замечательные тексты - "Роман в конце века", "Новый герой", "Вне журналов", "Место литературы"... Первый (1992 года) - о "Тридцатой любви Марины", "Змеесосе", "Палисандрии". "Новый герой" (1993) - о Лимоновском "Палаче". "Вне журналов" (1995) - в числе прочего о том, как критика из самостоятельного становится самодостаточным жанром, о появлении критиков критики. Читаешь - и ностальгия сменяется прямо-таки пароксизмом умиления. То есть, иными словами, уровень проблем полностью адекватен датам написания статей. Это именно что уровень проблем 1992, 1993 и 1995 годов. Сейчас эти проблемы не то чтобы неинтересны - их просто нет. Нет в том виде, в каком они описывались семь и больше лет назад. И подозрение состоит в том, что проблема здесь именно в несопоставимости энергетики происходящих явлений и энергетики режима описания. Действуя в описательном режиме, критика не поспевает за действительностью. Устаревает быстро и ничего, кроме сентиментальной улыбки, очень скоро вызывать больше не способна. И это - что характерно и важно - касается именно что офлайна, поскольку все эти статьи были опубликованы именно на бумаге. В газетах и журналах.

Даже не хочется рассуждать о причинах. Конечно, они есть, их много, и все объективные, но дело не в этом. Казалось бы, интернет - совершенно дикое, необжитое поле пусть и не с огромной, но с очень важной и показательной аудиторией и с вроде бы вполне ощутимым потенциалом. Никаких иерархий, никаких авторитетов и даже правил почти никаких. Свобода практически абсолютная, делать можно буквально все что угодно. Описательный режим не является более самым ходовым товаром. Ну, скажем, имел шанс не являться. К примеру, Курицын тот же самый времен расцвета сайта "Современная литература с Вячеславом Курицыным" (http://www.gelman. ru/slava). Продукт - целое поколение практически Спайкеров и Собакк.

А если кому Спайкер и Собакка не нравятся, здесь есть что возразить: больше никто с такой плотностью и накалом аудиторию не обрабатывал, причем не абстрактную аудиторию, а вполне себе представимую. С именами даже и адресами. Не было противодействия почему-то. Почему?

Не было, и все.

Можно еще предложить другую трактовку - все дело как раз в том, что никем из "бумажных" критиков, перешедших в онлайн, не была произведена перенастройка своего пишущего аппарата на другую, небумажную аудиторию. Примерного представления о сети на основании форумов "Русского журнала" (http://www.russ.ru/forums) получить нельзя. Тоже, кстати, впечатление, возникшее после выхода сборника статей Агеева.

Еще один важный проект, открывшийся совсем недавно, - "Дневник писателя" Олега Постнова в "Русском журнале". Новая постоянная рубрика, имеющая потенциал стать главным трендом редакционной политики возглавляющего "Круг чтения" Олега Проскурина. В авторском предисловии к проекту "Дневник писателя" описывается как инструмент для исследования писательской техники, то есть, иными словами, самый настоящий писательский дневник, с одной стороны, ведущийся профессионалом, а с другой - заполняемый не по плану, а по обстоятельствам и движению души. Первая часть посвящена стотомному собранию Льва Толстого, вторая - двенадцатитомнику Писарева. Обе части обещания сдержаны - исследуется именно что писательская техника, в то же время "Дневник писателя" выглядит как настоящий web-log, наподобие LiveJournal.com. Пирогов такой ведет, и я такой веду, и Владимир Березин такой ведет, и Маруся Климова, и Дмитрий Волчек, и кто только не (к вопросу об аудитории интернета, кстати).

Проблема в том, что web-log, попавший в "Русский журнал", несколько отдает институализацией. А последняя, в общем-то, опять же прерогатива офлайна. Последний от онлайна отличается, в общем-то, чисто формально. В буквальном смысле литература офлайна есть предзаданное пространство традиций и приоритетов, то есть независимая от субъекта форма, а в онлайне эта форма виртуальна и постоянно моделируема, не в последнюю очередь по причине большей информационной насыщенности (сплошной бесконечный текст). Из-за этой разницы в офлайне гораздо важнее не допустить ошибки сейчас, чем передать информационный импульс в какое-никакое будущее. Гарантия от ошибки - либо описательный режим, либо крайне консервативная позиция. Вроде бы не сказать что плохие вещи, но какие-то не приносящие удовлетворения, что ли. Предсказуемые. Наверное, для того чтобы перенастроиться на другой режим, простой проекции своих традиционных "бумажных" представлений о тексте и его читателе в сеть недостаточно. Необходима воля к активному поведению в ситуации, к более контактной игре. Как с текстом, так и с аудиторией.

В результате на одном конце коромысла "Дневник писателя" Постнова, на другом - liveJournal Миши Вербицкого.

А что еще? Ну не Быкова же с партийной критикой биографии Путина и не доцента Сердюченко на "Русском переплете", в конце концов, читать.

Были, конечно, и есть исключения. Последняя реинкарнация Аделаиды Метелкиной в "РЖ", "Рыбные четверги" Пирогова на "Топосе" (http:// www.topos.ru). Но до того они редки, что всякий раз, читая критику в сети и собираясь что-то о ней сказать, чувствуешь себя борцом за права меньшинств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пашинян объявил себя освободителем

Пашинян объявил себя освободителем

Игорь Селезнёв

Власти Армении оказали беспрецедентное давление на оппозицию

0
1050
Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Дмитрий Тараторин

Минск борется с санкционным прессом на всех направлениях

0
920
Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Михаил Сергеев

Правительство признает спад производства в некоторых секторах промышленности

0
1025
Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Иван Родин

Депутаты единогласно утвердили министра транспорта после пяти вопросов

0
917

Другие новости