0
1741
Газета Интернет Интернет-версия

27.09.2002 00:00:00

Экономический рост без перспективы

Татьяна Ершова

Об авторе: Татьяна Ершова - генеральный директор Института развития информационного общества.

Тэги: образование, прогресс


Говоря о будущем, мы используем слова из прошлого. Мы даже не замечаем, что третье тысячелетие наступило не только по календарю.

Российская элита, объехавшая весь мир после падения железного занавеса, так и не заметила главного: что этот мир стал другим. Политики по-прежнему рассуждают в категориях "правые - левые", "консерваторы - либералы", "монархисты - демократы" и т.п., хотя современное общество начинает жить в другой системе координат. Экономисты, говоря о "новой экономике" (это модно), пытаются вставить ее в схемы, которые освоили в университетах несколько десятков лет назад. Главные фигуры нашего образования бьют тревогу в основном по поводу финансирования и практически не замечают, что содержание учебных программ - от начальной школы до аспирантуры - отнюдь не способствует эволюции наших молодых сограждан от homo sapiens к homo sapiens ingeniosus (человек изобретательный), без чего в "другом" мире им будет попросту нечего делать.

А между тем вокруг происходят фантастические вещи. Европа, осознав в начале 90-х факт наступления нового этапа в человеческой цивилизации, назвала его "информационным обществом" (этот термин возник еще в конце 60-х - начале 70-х гг. XX века и приписывается Ю.Хаяши, профессору Токийского технологического института) и немедленно начала действовать - за неимоверно короткий срок были разработаны и реализованы стратегии и программы "перехода от прошлого к будущему". За Европой последовали "азиатские тигры". Вскоре перспектива путем использования новых технологий, информации и знания улучшить жизнь людей всколыхнула Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку.

Что же в России? Сказать, что у нас в связи с информационной революцией ничего не происходит, было бы неправильно. Но налицо отсутствие ясно сформулированных общеполитических целей, соответствующих тенденциям и законам современного развития. Чтобы развиваться устойчиво, производительность экономики должна непрерывно повышаться, причем за счет понижения, а не повышения количества используемых природных ресурсов. Это возможно только через развитие знания. Понятно это стало давно. Но до сих пор не расставлены акценты: что же мы информатизируем? Как это меняет жизнь людей?

Затратив на покупку компьютеров колоссальные деньги, государство получило весьма плачевный результат: как правило, эти устройства, способные решать огромное количество задач, используются как усовершенствованные пишущие машинки или подставки под кактусы. В лучшем случае они помогают ускорить выполнение привычных допотопных операций, создавая иллюзию перехода к новому качеству. Бизнес использует новую технику более осмысленно и продуктивно; однако там, где вмешивается государство, не помогают никакие навороченные "пентиумы" и лучшие из лучших программные разработки - например, в бухгалтерском учете, который стал проклятьем любого "хозяйствующего субъекта" из-за не поддающейся никакому здравому осмыслению системы налоговой отчетности.

Теоретически мы можем гордиться, что у нас есть федеральная целевая программа "Электронная Россия". Однако попытки вставить в нее современные концепты вроде "электронного правительства", не говоря уж об "активном правлении", в самом начале закончились неудачей, так как эти понятия не прошли через юридическую службу аппарата правительства РФ в силу их отсутствия в перечне утвержденных терминов. И теперь предпринимаются усилия по втискиванию нового содержания в устаревшие понятийный аппарат и законодательную базу. Неудивительно, что выполнение программы идет медленно и с большими издержками.

Что же делать? Поговаривают, что правительство собирается сократить финансирование этой программы, а кое-кто вообще был бы рад ее закрыть. Зачем нам какое-то электронное правительство - так ведь и до электронного президента недалеко┘ Но жизнь плохой "Электронной России" все же лучше ее смерти. Каким бы ни был текст этого документа, сам факт его существования взбудоражил страну, и появилось очень много людей, которые, осознавая все недостатки программы, готовы грудью защищать ее и многое сделать для того, чтобы она стала не хуже "Электронной Европы" и других великолепных программ, принятых Канадой, Кореей, Малайзией и другими странами.

Де-факто складывается вариант развития России как поставщика сырьевых ресурсов на мировой рынок. В стратегическом плане этот путь не имеет перспектив, открыто его никто не пропагандирует, но за ним стоят серьезные экономические интересы, и вероятность такого выбора отнюдь не равна нулю.

Есть и другой сценарий, реализованный в послевоенной Японии, в ряде стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки, а также недавно в Китае и во Вьетнаме. Это догоняющее индустриальное развитие. Но и оно вряд ли может привести к успеху в наших геоклиматических условиях, да еще при обветшавшей технологической базе нашей промышленности.

Третий сценарий - формирование экономики, основанной на знаниях, - это путь развития информационного общества, где основная ставка делается на развитие науки, инноваций, культуры, информационной индустрии и человеческого капитала. Здесь требуется активная государственная политика, основанная на продуманной стратегии. Важным условием успеха в деле создания и реализации такой стратегии является заинтересованное участие и тесное сотрудничество всех сил российского общества. Речь идет о совершенно новом и пока непривычном феномене - социальном партнерстве, почти что социальном контракте, но только на условиях не индустриального, а постиндустриального общества.

Академик Н.Моисеев в своей книге "Универсум. Информация. Общество" отмечал, что планетарное общество можно будет называть информационным лишь тогда, когда возникнет Коллективный Разум, способный играть в этом обществе такую же роль, какую в организме человека играет его собственный разум. В противном случае возникает лишь оснащенное информационными технологиями общество, мало способное к предотвращению кризисных ситуаций.

Мир живет подготовкой к Всемирному саммиту по информационному обществу (WSIS). Первый его раунд пройдет в декабре 2003 г. в Женеве, второй - в 2005 г. в Тунисе. В июле прошло первое заседание Подготовительного комитета саммита, в мае в Бамако (Мали) - региональная африканская конференция, в сентябре - субрегиональная для стран СНГ в Бишкеке, в ноябре в Бухаресте состоится европейская региональная конференция. На очереди латиноамериканская в Санто-Доминго (Доминиканская Республика) в январе будущего года. Все эти мероприятия - выражение стремления к выработке с помощью "коллективного разума" правильных концептуальных и политических решений на перспективу.

В России же с упорством, достойным лучшего применения, продолжают избегать самого словосочетания и понятия "информационное общество", несмотря на факт подписания российским президентом Окинавской хартии глобального информационного общества. Этого понятия нет ни в "Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу", ни в "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (2002-2004)", ни в "Электронной России". Оно не звучит ни в официальной прессе, ни в любимых народом газетах и журналах, ни на радио, ни на телевидении. Далеко не последние люди в российском государстве употребляют странные выражения со смутным смыслом вроде "информационное пространство", "открытое информационное сообщество", а то и вовсе "правовое регулирование информационных технологий"┘

Между тем с 80-х гг. на эту тему написана масса научных трудов, с 1997 г. издается журнал "Информационное общество", с 1998 г. проводятся всероссийские конференции по информационному обществу, в 2000 г. создан глоссарий базовых терминов по информационному обществу, официально приняты региональные стратегии перехода к информационному обществу в Санкт-Петербурге и в Москве. Есть множество сайтов в интернете, наиболее важные из которых приведены в таблице.

А с марта 2001 г. при поддержке программы "Информация для развития" Всемирного банка создается Российский портал развития, который к середине октября нынешнего года откроет площадку для обсуждения, подготовки и реализации национальной - с участием всех заинтересованных сторон - стратегии перехода России к информационному обществу. Создатели портала - участники Партнерства для развития информационного общества в России - уверены: чем больше будет таких заинтересованных сторон, тем больше шансов на выбор правильного сценария развития страны, который обеспечит достойное будущее нам и нашим потомкам.

Полезные ссылки

Сайт Глобального партнерства во имя знания

Сайт Целевой группы ООН по информационно-коммуникационным технологиям

Сайт Партнерства для развития информационного общества в России

Сайт Всемирного саммита по информационному обществу

Сайт Европейской региональной конференции в Бухаресте

Окинавская хартия глобального информационного общества

Сайт научно-аналитического журнала "Информационное общество"

Глоссарий базовых терминов по информационному обществу


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
3439
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
3573
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
3289
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
2674

Другие новости