0
642
Газета Кино Интернет-версия

29.05.2002 00:00:00

Русское кино - колониальный товар

Тэги: кино, канны, зельдович


- Как бы вы прокомментировали слабую циркуляцию нашего кино в западном мире?

- Дело в том, что на мировом кинорынке есть как бы различные отделы. В том числе большой отдел "колониальных товаров". Вот если бы речь шла просто о таком колониальном магазине, в немецком отделе там бы продавали, к примеру, колбасу и пиво. В русском отделе - водку, икру, пельмени. И если бы в иранском отделе начали продавать виски, это воспринималось бы странно. За виски принято идти в ирландский или шотландский отдел. В иранском отсеке виски брать не рискнут. С кино то же самое. От определенной территории ждут определенного товара.

- С чем же ассоциируется Россия?

- Из России привыкли получать два вида товаров. На первой полке лежат вещи высоко духовного содержания - Тарковский, Сокуров, некая артистическая иррациональность. На другой полке экзотика нищеты. Вопли, балалайка, небритость, юшка из носа. Пьяный, но добрый, грязный, но с широкой душой, опасный, но отходчивый. Если в "русский отсек" поставить что-то другое, его будут бояться брать. Когда-то в 20-е годы, когда были Станиславский, Дягилев, Эйзенштейн, Россия была в авангарде, и этот авангард, грубо говоря, раскупали. А сейчас отвыкли. Поэтому у директоров фестивалей и дистрибьюторов есть некая растерянность, когда им предлагают такого рода товар. Россия сейчас утратила репутацию страны, которая может выдавать на европейский рынок высококультурные товары. Кстати, в Китае изучали опыт перестроечной моды на Россию - того шанса, который мы никак не использовали. И там сознательно выстраивали моду на себя, вкладывали в это средства, делали частью политики. И это оказалось выгодным вложением. Нечто подобное происходило и в иранском кино, которое теперь принято показывать на международных фестивалях. Репутация в сфере кино работает на престиж страны в целом.

- Многие наши режиссеры рассуждают о том, к какому направлению кино они хотели бы относиться - к мейнстриму или артхаусу. Адекватна ли такая структуризация российскому кино?

- Для нашего кинематографа это деление кажется достаточно бредовым. На Западе это не просто слова, а конкретная терминология, у которой есть конкретное происхождение. Это терминология Variety - еженедельника по киноиндустрии. Он следит за прокатной судьбой фильмов, выходящих на мировой рынок, и делит их на мейнстрим и артхаус. Мейнстримом называется все, что сделано на больших голливудских студиях. К артхаусу - все остальное, сделанно ли они в Нью-Йорке или за пределами США. Поэтому любая национальная картина, попадающая на американский рынок, автоматически оказывается артхаусной. И все русские картины - тоже заведомый артхаус. Но если мы говорим про русский рынок как русский рынок, эти два термина здесь не работают.

- Но ведь и в России остается разделение на фильмы для широкой публики и для узкой аудитории?

- Да, конечно, есть режиссеры, стремящиеся работать на универсальную аудиторию. Ничего плохого в такой позиции нет. Ведь понятно, что существует много предметов рассмотрения, которые не вмещаются в такое кино. Вообще набор тем, интересных всем, довольно ограничен. Расширение аудитории подразумевает и ограничения в выразительных средствах. Когда мы рассказываем анекдот своим, мы рассказываем его быстро. А если рассказываем иностранцу - то медленно, с разъяснениями, с исторической справкой. В кино то же самое. Впрочем, художественное ограничение очень плодотворно, оно будит фантазию. Если художник не халтурщик.

- Какое кино, на ваш взгляд, сейчас может быть наиболее успешно в нашем прокате?

- Ответ прост - хорошее. Люди смотрят бездарные фильмы в основном потому, что в мире вообще делается не так много картин высокого уровня. А кино хочется смотреть часто. Способность отличать хорошее от плохого у зрителя есть. Это относится и к чисто развлекательным жанрам. Хотя, конечно, как бывает потребитель, который читает анекдоты, так есть потребитель и у "Очень страшного кино-2". Кто-то должен выпускать кино для дальнобойщиков. У них тяжелая работа и не всегда отдыхом после нее может быть интеллектуальное кино. Но и у интеллектуалов иногда есть потребность отдохнуть, просматривая массовую кинопродукцию. И чем лучше фильм, тем больше у него шансов быть востребованным.

- Но хорошие фильмы бывают разные┘

- Шансов больше у тех фильмов, которые дотрагиваются до каких-то чувствительных эмоциональных зон. А так как смысловая актуальность меняется, нельзя говорить о разных вещах одинаковым языком. Языковое восприятие тоже меняется. Допустим, сейчас больше смотрят телевизор, клипы, голливудские картины. И возникает привычка реагировать на то, что рассказано, отчасти сходным способом. Но дело не в том, чтобы подделываться под конъюнктуру, а в том, чтобы ощущать, что новый смысл требует нового языка. Кроме того, есть истории, которые волнуют всех. "Калину красную" может смотреть как сельский житель, так и городской интеллектуал. И каждый от этого фильма получит свое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1173
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3129
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1765
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2108

Другие новости