0
1265

08.07.2004 00:00:00

Японский городовой и американские стандарты

Тэги: Бенедикт, хризантема, меч, япония, культура


Рут Бенедикт. Хризантема и меч. Модели японской культуры / Пер. с англ. М.Корнилова, Е.Лазаревой, В.Николаева. - М.: РОССПЭН, 2004, 256 с.

До того как американский антрополог Рут Бенедикт (1887-1948) получила от американского правительства заказ на исследование японской культуры, она никогда не занималась Японией. Она не знала японского языка и даже ни разу не побывала в этой стране. Однако даже сегодня "Хризантема и меч" считается у японоведов одним из классических трудов по культуре Страны восходящего солнца, а коренные японцы заглядывают в него как в справочник по самокритике: ни дать ни взять Бенедикт и впрямь удалось с чисто женской проницательностью уловить и запечатлеть особенности национального японского характера.

Впрочем, работодателями Бенедикт двигал отнюдь не досужий академический интерес. За плечами американского правительства лежал опыт войны с японцами, главным завоеванием которой было открытие, что универсальных ценностей не бывает. Америка выступала под флагом свободы, Япония - под лозунгом безусловного повиновения. Штаты провозглашали принцип равенства, Япония сражалась за идею жесткой иерархии. В общем, все, как в том анекдоте: как бы ни изощрялись американцы в своих предположениях, японцы все равно сделают наоборот. А после капитуляции Японии перед США встала необходимость управлять этим загадочным народом, что, как они убедились на опыте военного противостояния, без знания национальной психологии было бы невозможно. За этим они и обратись к антропологам. Так культурология оказалась в числе оружия массового поражения.

Этнопсихологический метод Рут Бенедикт, который она практиковала еще в 30-е годы во время полевых исследований в резервации североамериканских индейцев, подходил для этих целей как нельзя лучше. Япония предстает в книге Бенедикт страной, принципиально отличной от американских и европейских стандартов. Однако автора интересует не экзотика, а модели поведения. Что стоит за сверхщепетильной японской вежливостью? Почему японцы легко идут на смерть? Почему они так жестоки к своим военнопленным? Как возможно, чтобы они так быстро и радикально изменяли своим принципам - вчера исповедовали ура-патриотизм, а сегодня - имперсональный либерализм? Чем объясняется абсолютная покорность японцев своим родителям? Как соединяется в их сознании культ императора и демократические нововведения?

Чтобы дать ответы на эти насущные для политиков вопросы, Бенедикт, конечно же, совершает экскурс в прошлое страны, но в исторические основания японской культуры она углубляется ненадолго. Прежде всего ее интересует повседневная жизнь японцев: как они воспитывают детей, как общаются между собой в домашней обстановке, какие комплексы в них формирует школа и служба в армии, какие формы приобретает сегодня социальная иерархия. Тут Бенедикт вникает в малейшие, казалось бы, житейские частности. Например, из обычая носить новорожденного ребенка за спиной она делает далеко идущие выводы о соотношении покорности и активности в японском характере. От национального понятия "он", приблизительно означающего "долг", "обязанность" и "верность", Бенедикт ведет цепочку к странному, на взгляд европейца, безынициативному поведению японской толпы по время несчастного случая: оказывается, наблюдатели просто не хотят навязывать потерпевшему свою помощь из-за страха взвалить на него непомерное бремя должника. Немыслимое с западной точки зрения дружелюбие к американцам японских крестьян, еще вчера не расстававшихся со своими бамбуковыми копьями, Бенедикт тоже толкует исходя из подмеченных ею особенностей национальной психологии: поражение в войне не считается у японцев унижением в отличие, скажем, от злой шутки, за которую насмешник должен непременно поплатиться.

Конечно же, "Хризантема и меч" - это не книга универсальных рецептов, с помощью которых можно проникнуть в святая святых японской души. Единственный общий закон, который рискует сформулировать Рут Бенедикт, это неустранимый (и непостижимый в своей основе) дуализм японской культуры. Там, где равно культивируется искусство разведения хризантем и искусство владения мечом, нет места для однозначности. Лишь одно Бенедикт берется утверждать со всей определенностью: "Чего американцы не могут сделать и не одна другая страна не сможет сделать, так это создать указом свободную и демократическую Японию. Этого еще ни разу не удавалось сделать ни в одной побежденной стране. Народу, имеющему собственные обыкновения и представления, иноземец не может навязать образ жизни, отвечающий его вкусам". Можно быть уверенным, что стран, где американские стандарты не работают, на земном шаре найдется еще очень и очень много.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2128
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4852
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2657
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3059

Другие новости