0
1837

15.07.2004 00:00:00

Все, конечно, опять повторится…

Тэги: зотова, дневник, театр, воспоминания


Людмила Зотова. Дневник театрального чиновника. 1966-1970. - М.: 2003, 272 с.

Среднего роста, сухонькая, одетая с какой-то старорежимной официальной аккуратностью, на самый, казалось бы, невинный вопрос мгновенно ощеривающаяся "тысячью орудий" и бросающаяся в бой. Это - Людмила Васильевна Зотова, в прошлом - сотрудница союзного Министерства культуры, заставшая великую эпоху Фурцевой и зафиксировавшая в своем дневнике и все величие, и всю гнусность эпохи. В части, так сказать, ее касающейся.

Судя по тому, как выглядит ее дневник - размером в четверть обычного листа собственноручно сшитые книжицы, - для автора ежедневная писанина была сродни конспиративной подпольной работе. Вряд ли расчет был на последующую, тем более - прижизненную публикацию. Да и публикация вышла под давлением друзей, - чтобы издать дневник за свой счет, Зотова продала часть домашней библиотеки.

Внешне она похожа как раз на Фурцеву - прямая спина и такая же готовность одних защищать, а других - клеймить, в соответствии с собственными представлениями о зле и добре (в предисловии пишет: "Я тоже была винтиком бюрократической машины и до сих пор не решила для себя - полезным или вредным"). Человек принципов, которые были замечены, и потому очень скоро с ответственной работы Зотову перевели на ту, которая не требовала большой благонадежности.

По первым страницам можно вообразить, будто публикация ставит целью расставить всех по местам, задним числом вывести кого-то на чистую воду: в самой первой записи 1967 года Петр Наумович Фоменко называет Товстоногова "мещанским режиссером", в следующей, начала нового театрального сезона, "осаживает" сразу всех тогдашних "величин": "Ну какой Табаков Рылеев? Так, хмурящийся мальчик. Да и сам Ефремов - царь приблизительный". Дальше, со слов Бориса Алперса, пишет о легендарном "Доходном месте" Марка Захарова: "У Мейерхольда все было тоньше (конечно, о степени дарования говорить не приходится)". Но дальше понятно, что цели такой у автора не было. И вообще - перед нами дневник, просто дневник, который автор решился напечатать на склоне лет безо всякой задней мысли: тогда писалось о том, что думалось и переживалось. И сейчас - печатается без купюр и позднего - сегодняшнего - переосмысления.

Дневник Зотовой, надо сказать, вселяет немалый оптимизм. Читаешь - будто бы вчера все написано. От крупных каких-то дел и до мелочей. Прием в честь "Берлинер ансамбля" в Кремлевском дворце осенью 1968 года, сразу после ввода войск в Чехословакию, на который не зовут брехтоведов - "без микробов", сильно смахивает на нынешние кремлевские приемы по поводу или в честь, которые обходятся без вопросов, к примеру, о Ходорковском. Или: "Вечером в 21 час была в ВТО на открытии сезона Дома актера. Полно каких-то нетеатральных людей. Абсолютно отсутствует молодая режиссура, и почти нет молодых актеров, есть старики┘", "в Министерстве ходят всякие слухи о реорганизации, что опять нас сливают с кино, с печатью, с радио, с телевидением. <┘> И весь улей высшего чиновничества дрожит за свои кресла, все не спят, все злые, как осенние мухи". Последняя запись - конца 1967-го! Еще цитата: "Утром смотрела во МХАТе "Дни Турбиных"┘ Скучно, тягостно. Ритм затянут, актеров почти нет┘ Алексея - нет, в главной сцене обращения к батарее только боишься, что вот-вот сорвется голос┘ Вообще как военные они никуда не годятся - и как штатские тоже". Отношение к новому спектаклю (вышедшему не в постановке Варпаховского, о котором речь в дневнике у Зотовой, а Сергея Женовача) у критиков - разное, но в негативных определениях сходство, как говорится, необыкновенное.

Подобные сближения вызывают и грусть: ничто, мол, не ново под луной. И одновременно - вселяют какой-никакой оптимизм: часто негодуя или печалуясь по поводу нынешней нашей театральной бедности, мы, разумеется, не в силах помнить (да даже и знать), что примерно в похожих выражениях досадовали относительно их тогдашних театральных будней современники рождения Таганки и прекрасных дней Анатолия Эфроса, ефремовского "Современника", спектаклей Леонида Варпаховского, Бориса Равенских, Львова-Анохина, etc.

Книга Зотовой - еще и замечательное пособие по тогдашним нравам. А впрочем - не только тогдашним, а вообще человеческим.

Три часа проговорив с Фурцевой и ее замом Владыкиным, Эфрос покинул министерство более или менее успокоенным, а Фурцева мгновенно принялась распекать Владыкина, что "его работники, в частности, инспектор, должны бывать на репетициях и пресекать, так сказать, на корню┘ если что покажется не так".

Можно сказать, исторические анекдоты, дела давно минувших дней. А можно - уроки на будущее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2338
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5176
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2869
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3311

Другие новости