0
919

20.01.2005 00:00:00

Оргазм фотомана

Тэги: фотография


Уже не нужно бежать в хозмаг за топором и в аптеку за валерианой. Наконец-то, раскрыв русский фотоальбом, можно расслабиться и услаждать зрение.

Фотокнижное дело сдвигается помаленьку с мертвой точки. То есть учатся понемногу наши издатели издавать, а наши печатники - печатать. Топор войны (чтобы зарубить бракодела) подзарыт и валерьянка (чтобы не рубить сплеча) подзабыта.

Вышло время воплей: ужас! у вас совесть-то есть? (Критический рык читай в Ex-libris"е "НГ" от 26.02.04). Потому что в 2004 году родились в Москве три тома, которые могут наконец удовлетворить фотомана. Две монографии - Михаила Дашевского и Владимира Мишукова плюс один коллективный труд ("Шедевры фотографии из частных собраний. Русская фотография 1849-1918", издательство "Пунктум"). Если раньше приходилось хвалить западные издания русских (я даже начал подбирать кандидатов на этот обзор - Титаренко, Михайлов, Халип), то теперь можно и про здешние книги говорить без зазрения совести.

Мне даже дали подержаться за приз. Диплом словацкого месячника фотографии за лучшую книгу - им был отмечен альбом Дашевского (фестиваль в Братиславе - центральное событие для фотографов из Восточной и Южной Европы). Впрочем, у лучших книг обложки отваливаются так же, как у худших, - плохие, клееные, - через два просмотра: как отвалилась моя обложка от Дашевского. Если качество иллюстраций в этой книге приемлемо, то качество брошюровки - нет. Типография турецкая подкузьмила.

"Возвращение" в мягкой обложке и я мял, и друзья мяли. Пока не сыплется. А Мишуков с гордостью рассказывает о том, как дневал и ночевал у офсетного станка, как заставлял типографов все переделывать не раз и не два. Конечно, не будь повода - успеха фильма Звягинцева в Венеции, не было бы и книги. Но не важен повод, ведь у нас, на Руси, в свет вышла первая монография молодого фотографа, которую не стыдно в руках держать.

Третий увраж - отечественный продукт на все сто. Наши коллекции, местные мастера. Загадка, правда, в том, что на "Шедеврах фотографии" стоит дата "2003" (хотя издана книга была ближе к концу 2004 года), но это горе не беда. Не портит этот том и предисловие, напечатанное нечитаемым кеглем: не суть, альбомы не ради предисловий покупают. Зато "Гиацинты" Энгельса (1910-е годы) как живые - можно даже потрогать. И каждую закорючку на хачкаре (армянском резном кресте) можно под лупой рассматривать (фото Жана Рауля, 1870-е). А русские "крашенки" так чудесно еще ни разу на моей памяти не воспроизводили: и узбечка, ярко расцвеченная Михаилом Букарем в 1872 году, и родная дворяночка, нежно расписанная Александром Нечаевым в 50-х годах XIX века, чудо как хороши в этом альбоме. Но что действительно плохо - так это то, что нигде во всем фолианте нет указаний, кому из коллекционеров какая работа принадлежит - при том, что общий список собирателей имеется и подробная экспликация по каждой работе дана. Для научного издания - несолидно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
421
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
463
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
283
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
187

Другие новости