0
1355

05.04.2007 00:00:00

Свободный дух в царстве Хама

Тэги: пинский, минимы


Леонид Пинский. Минимы. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007, 552 с.

«Свобода – это способность, личный дар, благодать свыше┘ Конечно, способность эта, как всякая, может культивироваться – или атрофироваться. Но из ничего – ничего не выйдет. «Свободных» (от рождения) не больше, чем высокоодаренных – математиков, музыкантов, поэтов┘»

Лагерные тетради и позднейшие, «посттюремные» заметки Леонида Пинского, замечательного литературоведа и мыслителя, – живое подтверждение этим его словам.

В эпоху террора, когда всякая мысль, просто похожая на мысль, может стать для человека источником гибели, большинство выбирает молчание и бездействие. За это никого не осудишь, хотя этот путь вряд ли спасителен: возможно, погибнешь все равно, и «непротивление злу» тебя не защитит, как ни старайся.

Пинский избрал другую часть, благодатную, хотя и мучительную: всю жизнь, даже в тисках лагеря, он писал. Записи 1953–1954 годов сделаны в школьных тетрадях, с трудом переправлены на волю. Разумеется, текст их был весьма основательно зашифрован, и жене Леонида Ефимовича удалось привести их в «читабельный» вид только после смерти автора.

Пожалуй, в первую очередь приковывает внимание сквозная тема, проходящая не только через «Лагерные тетради», но и через позднейшие заметки: это вариации о «Хаме».

Все отличие этих размышлений от спекуляций мыслителей и поэтов Серебряного века о «Хаме Грядущем» в том, что вышеозначенный Хам – для Пинского реальней реального. С ним автор зашифрованных записей имеет дело круглые сутки, это лагерная жизнь, это – то, что происходит с ним самим, а не с кем-то воображаемым.

«Хамология» Леонида Ефимовича – не просто остроумно и легко написанные этюды, это еще и духовное преодоление ужаса и косности происходящего. Зачастую язык автора далек от академизма и строгости: «Хамские» открытия весьма убоги. Примерно они сводятся к тому, что все люди едят и пьют, размножаются – а остальное от лукавого. У всех людей есть penis, даже у патриархов. В общем, это х┘е открытия. Дальше х..я Хам не пошел┘»

В «Парафразах и Памятованиях», завершенных смертельно больным автором в 1979 г., он вновь возвращается к этой насущной теме: «Библейский рассказ о Хаме, втором сыне патриарха Ноя, – это подлинная парадигма всякого хамства как явления антикультуры. Своего рода «пролегомены к возможной в будущем науке хамоведения┘ Хам – вечный профан, вечно «непосвященный», непричащенный, «беспричастный», духовный недоносок, недоучка. Но самоуверенности и готовности других поучать – хоть отбавляй┘»

То, что окружает живого и внутренне свободного человека в условиях тотальной (или частичной) несвободы, пронизано желанием надругаться и растоптать, аннигилировать творческую силу. Воля к жизни для Пинского – это именно умение мыслить, «души высокая свобода», именно она и помогает ему подняться над неприглядной действительностью: «Больше всего я любил в жизни три вещи: прекрасные стихи, прекрасную музыку и прекрасных женщин. Но наибольшую радость мне давали прекрасные мысли, настоящие, нужные┘» («Памяти Мухаммада»).

Записи, которые Пинский заносит в свои тетради, не сводятся к одному узкому спектру идей и образов, они предельно разнообразны и своеобразны, на глазах читателя происходит работа мощного и яркого духа: здесь и размышления о рифме и о модернизме, о «социальном и историческом в поэзии», о фотографии, о плагиате, о воображении, о Мольере, Будде, Гегеле и Лермонтове┘

Попадаются и необычайно поэтичные заметки, мелодичные, как стихотворение: «┘В ночном состоянии духа, когда все переходит во все, льнет ко всему, готово слиться со всем, в ночном миру вдохновения, слова узнают друг друга, свое духовное родство по внутренней форме┘»

Это о рифме. О поэзии вообще Пинский размышляет много, и замечания его всегда свежи и изысканны. Все его этюды пронизаны одним: жаждой и желанием сохранить и приумножить творческие сокровища, доставшиеся в наследство ему и ему подобным. Природа его духа – духа свободного человека – дарит ему такую непреходящую возможность. И недаром одним из эпиграфов к своим размышлениям он выбирает слова Демокрита: «Размышлять о природе прекрасного достойно благородного человека».

Кстати, жанр лагерных тетрадей оказался находкой для автора. Через несколько лет он пишет «Фрагменты, минимы, пролегомены». Это одиннадцать тетрадей, в которых таким же образом, в форме этюдов, представлены размышления о философских, социальных и эстетических вопросах, неизменно волновавших мыслителя. По-прежнему язык автора изящно ненатужен, будто записывает он обрывки разговора с невидимым собеседником, перед которым не надо облекать свои идеи в излишне строгие одежды.

В этом смысле книга Пинского – живая пища для ума. Это собрание мыслей крайне естественно и спонтанно, но никогда не поверхностно и не легковесно. Ее можно открыть на любой странице, и диалог, который тут же завяжется с автором, доставит читателю немало удовольствия.

Лучше всего о том, как пишет и что пишет Леонид Пинский, сказал Григорий Померанц: «На твоих глазах рождается мысль, факты обнажают свою внутреннюю логику, свой смысл. Перед тобой не мешок с книгами, а личность, захватывающая своей жаждой точного, окончательного слова. И в то же время метод со своим чисто интеллектуальным обаянием».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
332
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
308
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
430
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
362

Другие новости