0
991
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.01.2006 00:00:00

В поисках смысла смерти

Тэги: волос, аниматор


Андрей Волос. Аниматор: роман. - М.: ЗебраЕ, 2005, 272 с.

Андрей Волос (р. 1955) - прозаик, поэт и переводчик. Родился в Душанбе. Окончил Московский институт нефтяной и газовой промышленности. Лауреат Государственной и иных премий, автор романов "Хуррамабад", "Недвижимость", "Маскавская Мекка", повестей и рассказов.

Герой "Аниматора" Сергей Бармин по профессии своей ежедневно имеет дело с десятками умерших и сам размышляет о смерти, его беспокоит не столько смысл жизни, сколько смысл смерти, он болезненно переживает ее неотвратимость, но интуитивно верит в то, что смерть - не окончательное прекращение существования. Внутренний сюжет - развитие "отношений" героя со смертью - закономерно начинается с депрессивных страниц. Читатель ощутимо погружается в омут пессимистического мироощущения, тоски. Бармин воссоздает в своем воображении истории жизни и обстоятельства смерти людей, которых ему приходится анимировать. Мир, рожденный его фантазией, тосклив, даже страшен: это мир, в котором плохо всем, в котором каждый человек озлоблен, ненавидит других, боится других, обособлен от других; это мир, в котором насильственная смерть стала обыденностью.

В предыдущих романах Волоса (даже в "Хуррамабаде") негатив социальный и личностный так или иначе преодолевается. В "Аниматоре" все плохо: мир плох, люди ужасны, надеяться на лучшее не стоит. Убийства, трагические случайности, теракты, смерти - вот наиболее значимые составляющие сюжетики романа.

Все пространство первых страниц полностью погружено в серый полумрак. Тем сильнее бросаются в глаза немногочисленные яркие цветовые пятна, оформляющие мотив смерти: лазоревое свечение в колбе Крафта, розовый и голубой цвета шарфа мнимопогибшей, ярко-розовая бабочка в синем небе, увиденная в момент смерти.

Внутренний мир героя вполне соответствует тоскливой серости окружающего социального пространства. Он равнодушен к славе, работа давно не вызывает у него особенных эмоций, он прохладно относится к женщинам и не любит детей. Даже любовь предстает в исполнении Бармина хилым и обескровленным чувством. Он вроде бы любит - но любовь эта находится на далекой периферии его сознания. О любимой он не думает, а скорее холодно размышляет, как о пережитом, но еще не позабытом.

У героя есть основания защищаться: жизнь отняла у него трогательно любимую дочь Дашу, отняла любимую женщину Клару - и не дала взамен даже чувства собственной правоты: анализируя причины эмоционального разрыва с Дашей, Сергей вынужден признать, что, вероятно, был для девочки не лучшим отцом.

Смерть предстает многоликой. Одна из ее наиболее значимых ипостасей - смерть возлюбленной. Мотив смерти и псевдосмерти любимой женщины - сквозной в романе. Одна из женщин вроде бы попадает под поезд метро - но спустя несколько секунд оказывается, что погибла не она; первое появление Клары в романе связано с ее мнимой гибелью при взрыве на "Пушкинской". Рассказывая об уходе Клары от Бармина, автор играет словами "ушла", "не стало", так что читатель начинает думать, что девушка умерла. Наконец, в финале романа Клара погибает по-настоящему.

Такой финал - со смертью любимой - Волос уже использовал в "Недвижимости", но там смерть оказалась розыгрышем, очередной игрой. Псевдопогибшая Ксения на самом деле оказалась жива, а влюбленный в нее Сергей Капырин в финале смеется. Смех - символический знак преодоления смерти, победы над ней. В "Аниматоре" не важно, жива ли женщина на самом деле, - важно, что она на какое-то время перестала существовать в жизни любящего ее человека. Играя в смерть героинь, Волос выбивает героя из привычной колеи, делает его безоружным. То есть настоящим. И живым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2155
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1992
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1540
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1386

Другие новости