0
1046
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.08.2006 00:00:00

Сгусток прожитой жизни

Тэги: ковда, стихи, лаврухин


Вадим Ковда. Стихи/ Иллюстрации А. Лаврухина. – М.: Соло, 2006, 460 с.

Оттолкнувшись от намеренно полупародийных строк автора «Я не поэт – я просто житель! Я – житель-профессионал», Лев Аннинский в своем предисловии «Образ жительства», попутно отметив припозднившийся книжный дебют Вадима Ковды (1971), легкими и изящными касаниями набрасывает отнюдь не благополучный портрет поэта, готовящегося через несколько месяцев отметить свое 70-летие и издавшего к этому событию вполне монументальный том.

Ах, жизнь, жизнь! Как весело, солнечно и переполнено надеждами все начиналось!

Первые стихи Ковды 60-х годов (увы, прошлого века!) вроде бы ничем не отличаются от таковых же у ровесников-шестидесятников, твердя о «крылатости» поколения, верной дружбе, целомудренной любви: в них иногда заметны следы пристальной учебы у Евгения Винокурова и Бориса Слуцкого, но год от года неумолимо наращивается противостояние эпатажной крикливости тогдашних кумиров Евтушенко и Вознесенского, чтобы в конце 80-х разойтись в чем-то главном даже с Чухонцевым и Кушнером: «Все, что вы презирали когда-то,/ все с лихвой накопили в себе./ Улыбаетесь хитро и сухо./ Малой группкой сплотили ряды. Не избегли томления духа,/ избежали былой чистоты».

Обвинения подобные, только еще суровее и свирепее, Вадим Ковда куда как щедро адресует прежде всего самому себе: «Жизнь проходит. Проклятий не шлю./ Вкруг меня суетливо и пусто┘/ Заблудился в дремучей судьбе./ Что ни сделаю – пошло и ложно».

И все это вовсе не в испуге перед возрастными болезнями и неумолимо приближающейся кончиной; нет, поэт, словно лекарь, внимательно выясняет причины отвратительного недуга, поразившего общество, как на родине, так и на чужбине, неожиданно оказавшейся даже роднее милых краев, обследует всесторонне впадины и выпуклости организма, чтобы читатель-соавтор-собеседник, споря или соглашаясь, попытался найти ответы на все те же проклятые русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

И стихотворным посвящением Вл. Корнилову намеренно полемически подчеркивает главное основание для творческой близости подобных маргиналов: «Они не бриты и лысеющи,/ они в нечистых башмаках/ и не нашли себе лазеечки,/ и не хотят нашармака┘/ И что-то им иное дорого./ А что? – не вымолвит язык┘/ Всегда идут в другую сторону,/ подняв истертый воротник./ В любой игре им нечем крыть/ и некого заткнуть за пояс./ И никогда не могут скрыть/ свою разросшуюся совесть».

Совесть, совестливость – таково основное отличие настоящего человека от хамоватого быдла, на какой бы ступени общественной иерархии последнее ни находилось.

Очутившись в Германии, по каким горьким причинам, автор откровенно поведал в «Набросках к автобиографии», он и там увидел всепланетную пошлость и мерзость отстоя. Цикл «Deutchland» объединил достоверно выверенные и кинематографически (а Ковда – кинооператор по первой профессии) выпуклые впечатления от очередного «земного рая» (он же «эмигрантский ад») воспитанных безоговорочным орднунгом бюргеров:

Ветерок над Ганновером сонным,
мусорок возле баков шуршит.
Чуждо все – даже хлеб!
Даже солнце!
Ни единой родимой души.

Парадоксален вывод очередного подведения итогов: «Когда ушла надежда, стало легче». Ковда и в предыдущие годы редко самообманывался. В стихах последних лет он, подобно Георгию Иванову, лишний раз убеждается и убеждает: классические родимые прописи, в общем-то, правы. Наверное, стоило пожить на чужбине, чтобы на личном примере убедиться и, может быть, убедить сочувствующего читателя. Автор предисловия, например, под конец растрогался: «Ах, житель, житель┘ Святые слезы, чистая боль. Пронзительная поэзия». Полностью с ним солидарен.

В книгу уместилось многое – все-таки сорок лет творчества: и замечательные зарисовки природы, и социальная острота пресловутого еврейского вопроса (уже ставшая хрестоматийной строка «Еврей, прости антисемита!»), и своеобразный юмор с обсценной лексикой, до которой Ковда весьма охоч и которая, впрочем, всегда у него к месту, и исторические экскурсы, в которых поэт все равно остросовременен, и любовная лирика при всей неприглядности половых проблем нашего времени┘

Рискуя уподобиться «жукам-ковдоведам», предположу, что книга эта вполне достойна одной из многочисленных нынешних литературных премий, хотя Ковда, увы, не входит ни в одну из влиятельных тусовок, а следовательно, как бы заранее обречен.

Но уж точно: он – животворный лист от ветки или даже ветвь от древа отечественной поэзии и, как обронил в стихах же, приговорен к самому себе.

С сизифовым упорством он победил время и удержал свой дар в зыбком равновесии между пораженьем и победой. Голая неприкаянная правда очаровательно видна сквозь прорехи бытия, и поэту даже не стоило бы извиняться, «что так косо смогло записаться, что коряво так смог записать – по-иному могло не сказаться, по-иному не вышло сказать».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Ольга Соловьева

Макрон призывает европейцев к конфликту с РФ на морях

0
2686
Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Игорь Субботин

Вашингтон беспокоится за стабильность властей в Дамаске

0
2124
Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Михаил Сергеев

Медленно стареющим гражданам чиновники советуют дожить до 120-ти

0
2519
Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Анастасия Башкатова

Стимулы к ипотеке не застрахованы от пересмотра

0
2853

Другие новости