0
1050
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.06.2007 00:00:00

«Русский след» в деле британского драматурга

Тэги: стоппард, драматургия


Том Стоппард. Изобретение любви. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007, 288 с.

Сборник известного современного британского писателя Тома Стоппарда (р. 1937), включающий в себя две ранее не переводившиеся на русский язык пьесы «Индийская тушь» и «Изобретение любви», очень точно передают главные смысловые концепты его творчества.

Сущность стоппардовской драматургии состоит из «проклятого» вопроса: что лежит в основе человека? Какая-то единая природа или множество представлений, масок, которые он надевает на себя и которые надевают на него другие? Этот вопрос тревожит Розенкранца и Гильденстерна. Этот вопрос тревожит и героев пьесы «Индийская тушь», которые пытаются восстановить жизнь талантливого литератора Флоры Крю.

То же и в «Изобретении любви», где перед читателем предстает жизнь не вымышленного писателя, а крупного поэта и исследователя античности Альфреда Эдварда Хаусмена (1859–1936). Здесь и его неудачный роман с Мозесом Джексоном, и попытка понять себя и других. Если в начале пьесы, когда скончавшийся Хаусмен в ладье Харона (античность) плывет через Стиг в царство мертвых, стремление понять себя и других принимает формы едких инвектив в адрес своих коллег, например другого крупного античника Бенджамена Кеннеди, то в дальнейшем это уже серьезный философский спор с Оскаром Уайльдом об утешении. Расколотость личности подчеркивается не только, как признается поэт и ученый, разными формами обращения («мое имя – Альфред Хаусмен. Друзья зовут меня Хаусмен. Враги зовут меня профессор Хаусмен»), но и тем, что в пьесе фигурируют два главных героя. Хаусмен 77 лет и Хаусмен в возрасте от 18 до 26 лет.

Кстати, несмотря на то что «проклятый» вопрос в пьесах принадлежит не Достоевскому, а скорее создателю театра «голых масок» Луиджи Пиранделло, в творчестве Стоппарда есть и русские сюжеты. В пьесе «Травести» причудливым образом объединены Ленин, Джеймс Джойс и Тристиан Тцара. «Хороший парень стоит доброго отношения», действие которой разворачивается в психушке, имеет недвусмысленное посвящение – двум известным советским диссидентам Виктору Файнбергу и Владимиру Буковскому. Наконец, «Берег утопии» населяют такие русские философы, писатели и журналисты, как Петр Чаадаев и Александр Герцен, Николай Чернышевский и Иван Тургенев, Степан Шевырев и Николай Полевой.

Такой вот проклятый вопрос получается: откуда у парня российская грусть?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
289
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
304
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
204
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
129

Другие новости