0
2116
Газета Проза, периодика Интернет-версия

19.03.2009 00:00:00

Гринландия, католицизм и разведка

Тэги: грин, литература, проза


грин, литература, проза И в шутовской битве комедиантов можно найти символизм.
Питер Брейгель. Битва Масленицы и Поста. 1559. Музей истории искусств, Вена

Грэм Грин. Комедианты/ Пер. с англ. Е.Голышевой и Б.Изакова, А.Ставинской и Н.Рахмановой. – СПб, Амфора, 2008. – 528 с.

Британские интеллектуалы-леваки, с симпатией относившиеся к радикальному социализму советского извода, были востребованы в СССР по профессиональному признаку. Ким Филби в книге «Моя тайная война» прошелся по профессиональным успехам своего коллеги Грэма Грина в том смысле, что его комментарии по поводу входящих документов были неизменно блестящи. Ну и что: Кристофер Марло, Сомерсет Моэм и даже Ян Флеминг на стезе тайных операций тоже славы не снискали. Зато книги Грэма Грина воспринимались как для западной системы диссидентские, и с тех самых пор за их автором тащится шлейф мифов.

Миф первый: Гринландия. Грэм Грин никогда не стремился создать отвлеченный мир, населенный литературными персонажами. После окончания Оксфорда Грин четыре года был помощником редактора «Таймс», а во время войны его привлекли к службе в разведке – опыт таких занятий даром не проходит. В книгах Грина страны всегда реальны, события в них происходят в конкретное историческое время – в «Комедиантах» это Гаити времен правления Папы-Дока, диктатора Дювалье, которое вызывает у автора явное отвращение, в «Путешествии с тетушкой» (вышедшем под одной обложкой с «Комедиантами») – Парагвай. Гринландию придумали британские критики, и охотно подхватили советские специалисты. Действительно, герои Грина схожи своей человеческой двойственностью, трезвые оценки и стремление к гармонии уживаются в них с непременным следованием их собственными, противоречивыми путями. На этот счет писатель выразился вполне конкретно: «Мир, который я, по словам людей, создаю, эта Гринландия – ведь ее не существует! Я не имею дела с фантазией и воображением – только с фактами!» – было сказано в 1966 году, тогда, когда вышли в свет «Комедианты». Грэм Грин отдавал себе отчет и в том, насколько его романы соотносятся с реальной политической ситуацией. В интервью Валентине Ивашевой, опубликованном ею в книге «Английские диалоги» в 1971 году, Грин говорил о своем новом по тем временам романе «Комедианты»: «Этот роман вам понравится, эта книга политически тенденциозная». «Грин, – добавляет исследовательница, – употребил термин engaged – «ангажированный». Конечно, Грин ставил перед собой и чисто литературные задачи, говорил, что испытывает желание «противопоставить нечто Вирджинии Вульф». Однако его книги были настолько реалистичны, что на «Комедиантов», а эту книгу сам писатель считал особенно удавшейся, помимо рядовых, как мы с вами, читателей откликнулись и конкретные исторические персонажи. Диктатор Дювалье по прозвищу Папа-Док, правивший на Гаити, рассылал по дипломатическим каналам бумагу, в которой именовал Грина «наемным писакой», «негрофобом» и даже почему-то «садистом».


Спускаемый аппарат корабля "Союз" после посадки.
Фото из архива NASA

Распад конкретной Британской империи, а не абстрактной Гринландии волновал Грина не меньше, чем Черчилля или, скажем, Ивлина Во. Черчилль пил, Ивлин Во смотрел изнутри, создав совершенно душераздирающий роман «Возвращение в Брайдсхэд», а Грин все больше увлекался протестным додумыванием левых идей.

Миф второй: Грин – молот католицизма. Писатель достаточно четко высказался о своей религиозности – Бог, которого он в одном из произведений называет Королем, живет в сердцах тех, кто в него верит. Это прямой протестантизм, отрицание обрядов, но не священников с их деятельностью – и в конце концов Церкви, но не Бога. В 1938 году Грину была заказана книга о религиозных преследованиях в Мексике. Работа над этим заказом привела писателя к раздумьям о «теологии освобождения». В «Комедиантах» доктор Мажио – коммунист-католик, «католицизм, – говорит он, – шире папства». Но: «Я предпочту, чтобы на моих руках была кровь, чем вода, которой умывал руки Понтий Пилат». Раздумья эти привели Грина к парадоксальному выводу: «Я не представляю, как Восток (социалистический, выражаясь устаревшим, но кратким термином, лагерь) сможет самоопределиться┘ без какого-то сочетания коммунизма и христианства».

О встрече с Папой Римским Павлом VI, который был с Грином весьма любезен, писатель рассказывал с удовольствием. Папа, по словам Грина, выразился вполне в духе сестринской католической церкви: «Мало ли дураков на свете!» Грин сознательно принял католичество и, даже разочаровавшись в некоторых его аспектах, продолжал оставаться верующим человеком.

Питер Куэннел, одноклассник Грэма Грина, также ставший писателем, так определил его личность и творчество: «Из него получился бы отличный Пьеро для комедии дель арте┘ прячущий под довольно унылой маской огромную способность цинично острить», – это, так сказать, одна сторона медали. Другая видна из слов самого Грина: «Подсознание очень часто определяет больше того в нашем творчестве, чем мы готовы подчас сами признать». В предисловии Виктора Топорова к двум романам, изданным под одной обложкой, и о Гринландии, и о проблемах Грина с католицизмом говорится достаточно подробно. Тем не менее они сами по себе способны дать полное представление о Грэме Грине как британском писателе с его политическими, литературными, религиозными и личными симпатиями. «Комедианты» и «Путешествие с тетушкой» объединены не только жанром путешествия, героями: мать Брауна в «Комедиантах» и тетушка Пуллинга в «Путешествии┘» – почти один и тот же персонаж. В сюжете и стиле много от плутовского романа. Но, несмотря на ироничность текста, к этой книге Грин относился очень серьезно. Книга вышла в свет под новый, 1970 год, и тогда же Грин ворчал: «Она о смерти». Не то чтобы хочется, осмелев, спорить с писателем в его оценке, просто по прошествии времени и событий любое значительное произведение приобретает более обширный, весомый контекст, чем предполагает авторский взгляд на свежую книжку, – это феномен известный. Сейчас «Комедианты» и «Путешествие с тетушкой» заиграли посткапиталистическими тонами. Кризис современного либерализма налицо, и герои Грина словно говорят нам, что и он не вечен, что примерно такие процессы со сходными эмоциями люди уже пережили, переживем и это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
351
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
262
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2020
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1551

Другие новости