0
2105
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.05.2009 00:00:00

Куда подевалось смирение?

Тэги: семенова, кузьменко, фантастика, церковь


семенова, кузьменко, фантастика, церковь

Татьяна Семенова, Павел Кузьменко. Колодец времени: Роман. – М.: Фаэтон, 2009. – 560 с.

Маленькое издательство «Фаэтон» продолжает свою серию о приключениях современных молодых героев в прошлом, куда они попадают на машине времени. Сочетание фантастики и реальности в «Колодце времени» совсем сильно сдвигается в сторону реальности. Попасть-то они попали, но средство передвижения потеряли и вынуждены спасаться остроумным и очень опасным способом.

Казалось бы, за фантастикой сохранились только развлекательно-пугательные функции. Как вдруг в серии романов о путешествиях на машине времени «Фаэтон» автор Татьяна Семенова и присоединившийся к ней с пятой книги («По следам инков») Павел Кузьменко (кстати, постоянный автор «НГ-EL») вернули этому жанру просветительскую функцию. Просвещение в истории. Не в альтернативной, не в фэнтезийной, а в обычной. И хотя она вся сплошь тенденциозная и состоит не из единого массива, а из версий, в ней все-таки остается место для истины. Ее авторы нащупывают художественным путем. И получается убедительно.

Специально подготовленные герои отправляются в Александрию Египетскую в 391 год, накануне одной из культурных катастроф – сожжения крупнейшей библиотеки Римской империи, чтобы кое-что спасти. Им это частично удается. Но не получается вернуться в свое время из-за ошибки в программе. Они оказываются в Константинополе в 1096 году, и┘ О сюжете все. Пусть читатель сам прочтет и порадуется литературно качественным перипетиям повествования. Лучше чуть пристальнее приглядеться к методу соавторов, чтобы приметить интересную проекцию в современность, высвеченную ими из IV века.


И колокола падают. Или это все еретики клевещут?
Иллюстрация из книги. Художник Юрий Авалишвили

Вот, скажем, сцена в Риме в начале книги. Реальный человек, аристократ и интеллигент историк Аммиан Марцеллин встречает давнего приятеля, выдуманного персонажа Марка Плация. И беседуют они о том, что составляло в конце IV столетия главную злобу дня, – о христианстве и язычестве. Аммиан не носит крестик, а Плаций носит. Но не от того, что уверовал в грядущее спасение, а от того, что он государственный служащий у императора Феодосия. Христианство превратилось в партию власти. А ведь еще в начале IV века христиан травили в цирках и шло почти поточное производство святых великомучеников.

Замечательна сцена, где монастырская делегация просит благословения у аввы Паисия, отшельника, покинувшего обитель, где поселились разврат и стяжательство. Встреча подвижника-аскета, никакого администратора и политика в рясе. Все трое – реальные будущие святые. Если верить житийной литературе – смиренные молитвенники. Если верить художественной реконструкции – смертельные враги.

Правящая Церковь – не духовный, а политический институт со своими вооруженными отрядами – обрушивает этот меч на христианских сектантов, иудеев, оставшихся язычников. В это самое время в Сирии проповедует Иоанн Златоуст и прилагает титанические усилия, чтобы отмыть Церковь от крови, вернуть ей то, что завещал Христос, смирение. Это в первом-то веке свободного существования этой Церкви!

А теперь проекция, легко читаемая через века. Не прошло и двух десятков лет с освобождения РПЦ, но голос ее деятелей звучит все громче. В условиях свободы слова показал канал НТВ фильм «Последнее искушение Христа» – проклятия каналу. Отметила Пугачева свой юбилей на Страстной неделе – пальчиком грозят Пугачевой. А еще не успевшим раздеться и устроить парад геям уже не угрозы пальчиком, а кулаком в глаз. Батюшки в школе, в армии, в тюрьме, на телеэкране. И в разных кругах все громче разговоры о том, чтобы сделать православие государственной религией. Пока все потихоньку к этому идет.

Казалось бы, ясно: христианство и христианская Церковь – это учение и организация, голова и рука. Только рука никак не может избавиться от греха властности. И в церковных кругах всегда готов выступить какой-нибудь новый Никон с идеей, что Церковь должна стать не управляющей, а правящей. Так и колеблется эта маятниковая система. То рабствующая и гонимая, то властвующая и гонящая.

Стоит обратить внимание на мысли, возбуждаемые невинной и подростковой с виду книгой Семеновой и Кузьменко, и подождать реакции – не объявит ли ее кто-нибудь богохульной?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2807
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2437
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1867
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1707

Другие новости