0
3853
Газета Проза, периодика Интернет-версия

30.05.2013 00:01:00

Стыдно быть мужчиной

Тэги: сапегина, постмодернистская любовь, межполовое общение


сапегина, постмодернистская любовь, межполовое общение

Анна Сапегина. Постмодернистская любовь. 
– СПб.: Свое издательство, 2013. – 314 с.

Жили-были Женька, Лялька, Феликс, Автор и прототипы Женьки, Ляльки, Феликса и Автора. Между всеми этими людьми, реальными и вымышленными, существовали довольно простые взаимоотношения, но в основном они занимались рефлексией. В промежутках между рефлексией они любили депрессить, читать чужие письма, злословить и трахаться, иногда также ездили, например, в Италию. Женька и Феликс встречались, но любить друг друга ужасно боялись, чтобы ненароком не продешевить или не потерять свою свободу. При этом в недостатке любви они обвиняли друг дружку.
Итак, Анна Голубкова (Сапегина) написала роман. И вполне ожидаемо, что читателями и критиками этого романа становимся мы: я, Пермяков, скажем, Тучков, кто-то еще – в общем, люди в списке из 50 человек, которые с большим или меньшим интересом следят за литературной жизнью Москвы. Под словом «Москва» при этом имеется в виду то ли книжный магазин «Билингва», то ли собственная френдлента. Почему я на этом концентрирую внимание? Это очень важный момент – дело в том, что без контекста книга кое-что теряет, и вот почему.
У героев есть реальные прототипы. И мы можем (это в наших силах) подозревать, кто они. Особенно интересно, кто выведен под именем Феликса, этого сомнительного мужчинки с нарциссическим комплексом. И у меня, разумеется, есть свои соображения на этот счет. Возможность заниматься инсинуациями представляется потому, что мы знаем Анну Голубкову... мы читаем ее ЖЖ.
Теперь понятно?
Главный вопрос в том, интересен ли роман без контекста ЖЖ Анны Голубковой и ее жизни. И я, кстати, думаю, что – да. Знаете почему? У этого текста автор – не умер. У всей литературы он умер, а у Голубковой – нет. Но он притворяется мертвым. Притворяется пустой функцией, персонажем. Но так притворяется, чтобы мы поняли, что он притворяется, а на самом деле – жив.
Модели межполового общения у нас всякие, в том числе и такие. 	Фото Владимира Захарина
Модели межполового общения
у нас всякие, в том числе и такие.
Фото Владимира Захарина
Если бы он не притворялся, а просто был жив, это было бы, наверное, старо. А если бы он был мертв, читать стало бы неинтересно. Никто не хочет фикшн. Не надо напрасно отнимать у нас время. Раз автор умер, к нему нет доверия. Фикшн была интересна, пока за ней предполагалась какая-то реальность, если не персонажей, то автора. Его мысли, его сокровенное. Если сокровенного нет, то нам тем более неинтересно. Раз сокровенного нет – будем читать мемуары. Отсюда в недавнем прошлом громадный рост интереса читающих людей к мемуарной прозе. Читаем либо френдленту, либо мемуары. А роман Анны Голубковой – это как бы текст, который притворяется, что он не мемуары. Там постоянно встречаются пассажи, призванные напомнить, что герои – не настоящие, что автор ими крутит, как хочет, но чем больше он настаивает (настойчивость подозрительна), тем меньше ему верится и тем живее и герои, и сам автор. Не важно, что мы точно не знаем, живые они или нет. Но раз автор своим текстом притворяется, то, наверное, хочет что-то нам открыть, кого-то показать. Значит, ему есть ради чего притворяться. Какие-то истины он хочет нам донести.
И действительно, Анна хочет нам донести истины, а именно – о неутешительной мужской природе. Причем не мужчин вообще, а небитых мальчиков из интеллигентской среды. Мужская природа такова, что в наше время ее надо стыдиться в приличном обществе. Мужчиной быть стыдно. Нужно быть немного женщиной. Женщина сегодня больше мужик, чем сам мужчина. Чтобы добавить себе мужественности, надо учиться у женщин. Не у матерей, а именно у «половых партнерш».
Женька мужественнее Феликса, а Феликс женственнее Женьки.
А так оно и обстоит на самом деле, оглянитесь по сторонам. Самые мужественные мужчины в среде интеллигентов – это геи. Они и сапогом заехать могут, и думают своей головой, а главное – преодолевают этот глубокий инфантилизм, из-за которого каждый почти взрослый мужчина – это маленький недолюбленный или перелюбленный мамой мальчик, который продолжает искать сиську, чтобы к ней припасть. Я как натурал завидую этой гейской (а также женской) мужественности, которая у меня почти отсутствует. Герой романа – Феликс – своих взаимоотношениях с женщинами ужасно похож на меня, и я уверен, что все читатели романа из числа интеллигентных мальчиков для битья узнают в нем себя.
Насчет Женьки могу только сказать, что она – молодец. Но все это сходство и молодечество хорошо до определенного момента. Дочитав до конца, я поразился, какое чудовищное отсутствие эмпатии присуще и персонажам, и «прототипу Автора». Любить друг друга Феликс и Женька не могут вовсе не потому, что Феликс такой ужасный любовник и черствый человек. Черствость здесь обоюдна, только Женька ее за собой не замечает. Если приглядеться, окажется, что Феликс ей вовсе не интересен, хоть она и влезает в его почтовый ящик. Мы про Феликса – чем он горит, что его движет – ничего, в сущности, не узнаем, поскольку и Женька ничего не знает, кроме того, что касается половой жизни Феликса. При этом она любит порассуждать о личности да об индивидуальности. Однако все, что она видит в Феликсе (и все, чем Феликс себя выражает в романе), – это отношения с противоположным полом. Под личностью здесь понимается особая, очень сложно устроенная тактика пикапа. Все остальное упоминается настолько вскользь, что ясно – это вообще не важно. Феликс пишет какие-то статейки, но мы ничего не знаем про них: до фонаря, чем он там занимается. Человек здесь редуцирован до технологий привлечения самок/самцов и последующего спаривания, а также всего комплекса сопутствующих этот процесс иллюзий. И оценивается Феликс тоже по успешности в этих технологиях и соответствию этим иллюзиям. Будто это все, больше ничего нет в жизни. И какая там может быть любовь? Любовь – это действие, это усилие, это участие.
Конечно, такая ситуация обусловлена жанром: роман именно об отношениях двух людей. Но персонажей из-за этого становится жаль. Им, особенно Женьке, в этой жанровой ловушке тесно и тяжело. В аннотации к роману сказано, что книга якобы «подрывает семейные устои и разрушает традиционные модели межполового общения, а также содержит крайне неуважительные высказывания по отношению к патриархальному способу мышлениия». Все это – вранье. Книга не подрывает семейных устоев, так как о семьях тут почти ничего не сказано, кроме вполне традиционного «брак – это добровольное рабство бла-бла-бла». Не показано ни одной семьи. Родители Женьки, Ляльки, Феликса и прототипа Автора практически отсутствуют. Например, сказано, что Феликс новогодние праздники проводит с мамой. Это не подорвало мои семейные устои.
Семейные устои в нашей стране вообще крайне трудно подорвать, потому что никаких семейных устоев и патриархальных ценностей у нас просто нет. Это ценности, давно утраченные, заново привнесенные и насаждаемые, но как устоявшейся данности их нет. Они являются ноу-хау.
Что касается межполового общения, то мои модели межполового общения никоим образом не разрушены, а, наоборот, подтверждены этим романом. Именно такие модели уже давно стали традиционными в той среде, в которой только и найдутся читатели романа. А то, что какие-то общие места из русского извода феминизма преподносятся как удивительные открытия, можно списать разве что на потрясающую наивность главной героини, которая в силу своей девичьей романтичности вынуждена их заново переоткрывать. Другой вопрос – то, что вся эта проблематика плохо актуализирована в нашем сознании и мы по школьной привычке действуем в системе ценностей тургеневских персонажей. Здесь роман выполняет важную работу: «будит» сознание, вынося эту проблематику снова на первый план.
Понравился ли мне роман (если это кого-то интересует)? Да, понравился. Обычно современную прозу пишут барочно, развестисто, многословно. А если пишут просто, то получается глупо. А роман «Постмодернисткая любовь» написан просто и ясно, и написан человеком неглупым. Этого мне в современной прозе и не хватает.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
413
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
391
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
439
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
414