0
401
Газета Проза, периодика Печатная версия

03.09.2025 20:30:00

Героев делают злодеи

10 историй о людях, прошедших точку невозврата

Тэги: проза, николай II, майк тайсон, принц


проза, николай II, майк тайсон, принц Беспредельно только время, материя имеет начало и конец. Фото автора

«Думают, опасность – это когда кому-то пустили кровь, а газеты раздули шумиху. Что за чушь! Настоящая опасность заключена в самой жизни, которую может прервать каждый, кто сильнее. С самого рождения смерть прорастает в нас корнями – нам ничего не остается, кроме как холить ее и лелеять» – так считает Саша Кругосветов, так он пишет в повести, давшей название сборнику. Посвящены произведения, вошедшие в книгу, не то чтоб «маленькому», или «лишнему», но человеку, осознанно или нет выбирающему дорогу саморазрушения. Автор рассказывает о том, что движет такими людьми, как они приходят к некоей точке невозврата – поступку, делящему жизнь на «до» и «после», и о его последствиях...

Саша Кругосветов (настоящее имя – Лев Яковлевич Лапкин) – прозаик, эссеист, изобретатель. Лауреат премий международного конвента фантастики «РосКон» «Алиса» (2014), «Серебряный РосКон» (2015), «Золотой РосКон» (2019) и «Рыцарь Фантастики» (2017), мемориальной премии им. И.А. Соколова XXXIV Международного фестиваля фантастики «Аэлита» (2017). Финалист премии «НГ» «Нонконформизм» и Международной литературной премии им. Франца Кафки. Роман «Полет саранчи» вошел в лонг-лист премии «Большая книга» (2023).

Герой «Драконова семени» – подросток Игнат, живущий в небольшом городке. Растит его мама одна, без отца, периодически отправляя погостить к бабушке. Ничего особенного, у многих так. Но в какой-то момент Игнат, желая самоутвердиться, примкнул к дурной компании: «Игнат считал себя явно недооцененным – как дома, так и среди сверстников. Его героем стал некто Билли Миллиган, страдавший синдромом множественной личности, и также, по мнению Игната, уж слишком бездумно и примитивно воспринятый нашим заскорузлым обществом. Билли, правда, обвиняли в нескольких изнасилованиях и ограблениях, но признали в конце концов как бы невменяемым».

Игната никто не унижает, даже не особенно наказывают за проступки. И все же появление отчима, летчика Подгорного, окончательно решает судьбу парня, он очаровывается злом и проходит точку невозврата. Приход этого мужчины в семью Игната предварял полноценный роман с матерью мальчика, налаживание контакта с ним: «Для Подгорного поцелуй был смертью – той самой, как он придумал: смертью в любви. Ее уста, похожие на теплое коралловое море, где плотной водорослью колышется горячий язык... В этом темном блаженстве было что-то, ведущее его прямо к гибели. Обворожительная и неотразимая смерть уже пустила корни в его душе. И даже точно зная, что завтра им расставаться, сейчас он был готов умереть за эту женщину».

32-14-11250.jpg
Саша Кругосветов. Драконово
семя. Повести и рассказы– М.:
АСТ, 2025, – 416 с.
(Городская проза)
Мы часто слышим в детективных сериалах: «Ну не похож он на убийцу!» Хочется верить, что убийцу, разбойника можно распознать по каким-то внешним признакам (привет доктору Ломброзо, классифицировавшему физиономии преступников!). Хочется верить, что есть причины для проступков против морали и жизни человеческой, например тяжелое детство, травля в школе или дома, хотя бы пренебрежение родственников. Но у Игната нет ничего такого – как говорится, ничто не предвещало. Не было такого, чтоб его, как это частенько бывает в жизни, просто поставили перед фактом. Его даже не переселили жить к бабушке. И вот тихий и добрый мальчик совершает деяние, шокирующее всех беспощадной жестокостью – сжигает старинную церковь и в ней – заживо отчима. В Игнате будто бы проросло семя саморазрушения – драконово семя.

Абрек Исаев из одноименного рассказа, отрывок из которого печатался в «НГ-EL» (см. номер от 20.04.23), в России чеченец Хамзат, в Чечне – русский Виктор; везде он чужак, ведь у него отец – чеченец, а мать – русская. Первую часть жизни он прожил с чеченцами и перенял, впитал в себя своеобразные понятия о чести кавказского мужчины. Однако он смог отказаться от драки, на которую его провоцировали, и стал изгоем. Но беспокоило Хамзата не это, он умел не обращать внимания на общественное мнение, его беспокоила судьба его народа чеченцев-вайнахов, когда-то против воли переселенных в Казахстан. Потом им разрешили вернуться на родину, но домов им никто так и не вернул. Виктор-Хамзат решает убить генерального секретаря ЦК КПСС СССР и этим привлечь внимание к проблемам вайнахов.

«Месть ножей» – рассказ, несколько напоминающий новеллу Борхеса «Евангелие от Марка». Герой его, Шарип, путешествует во времени и исследует кавказские обычаи. Он научился замерять «скрытую силу разрушения» в чеченских клинках. По его теории, это не столько человек наносит удар другому человеку, сколько нож жаждет крови и дурманит голову владельцу. «Владение тайной возвышает над повседневностью», – пишет автор. Но не всегда владевшему тайной легко остаться в живых, один неверный шаг приводит к непоправимому: «Судьбу не интересуют человеческие ошибки и слабости. За каждый неверный шаг или оплошность люди получают многократное наказание».

Рассказ «Право на бесчестье» – о предателе, царском генерале Рузском: «Фильтруя информацию и снабжая царя только неблагоприятными для него сведениями, Рузский намеками и едва завуалированными угрозами принудил Николая II подписать манифест об отречении от престола». И можно сказать, что такие решения не принимаются из-за одного человека или из-за одного предательства. Но совершать ли бесчестные поступки – выбор каждого, ведь придется отвечать перед своей совестью, частичкой Бога внутри человека.

Такие решения есть и в судьбе боксера Майка Тайсона, о котором рассказ «Когда в тебя никто не верит». Он прошел сложный путь становления личности, когда зачастую ты идешь против течения – ради одному тебе понятной цели. Это преодоление себя и, очень часто, всей своей среды – шпаны из бедных кварталов Америки.

«Страх – самое большое препятствие для обучения. Но страх одновременно и лучший друг. Страх как огонь: если научишься контролировать, сможешь заставить его работать на тебя. Если не научишься, страх уничтожит тебя и все вокруг. Так и снежный ком на холме: пока он не катится вниз, ты можешь лепить его, перекатывать с места на место, делать, что захочешь; но если покатился, станет огромным и раздавит тебя. Нельзя позволять страху расти и выходить из-под контроля», – утверждается в рассказе. К тому же очень часто то, что вначале заставляет двигаться вперед, потом мешает, ограничивает способности, закрывает возможности и незаметно запускает программу саморазрушения.

Возможно, именно поэтому часто герои сборника становятся злодеями: «Злодея запомнят, даже если он не превзойдет героя. В фильмах герой неизменно убивает злодея, но героем его делает именно злодей. Злодей бессмертен!»

Конечно, таковы не все герои этого сборника. И не все рассказы и повести в нем – страшилки. Есть в книге и очень красивый, хоть и грустный рассказ «Мальбрук в поход собрался», отсылающий начитанного читателя к творчеству Дино Буццати. Произведение рассказывает о том, как некий принц решил найти край своей отчизны. Он думал, что управится быстро: «Беспредельно только время, материя имеет начало и конец». Но шли годы и десятилетия, а края все нет… И времени, чтобы повернуть жизнь по другому пути, увы, тоже уже нет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Никитин берется бережно израсходовать 1,8 триллиона рублей

Никитин берется бережно израсходовать 1,8 триллиона рублей

Иван Родин

Минтранс РФ создаст свою вертикаль управления благодаря контролю над профильными кадрами в регионах

0
2990
Инопланетяне раскаялись, но все равно погибли

Инопланетяне раскаялись, но все равно погибли

Арсений Анненков

К 100-летию со дня рождения писателя, сценариста и переводчика Аркадия Стругацкого

0
3735
Много чести из ничего

Много чести из ничего

Сатироническая смесь из записных книжек

0
2385
Самый лучший подарок

Самый лучший подарок

Сергей Конышев

Рассказ, написанный под впечатлением от романа Бориса Виана «Пена дней»

0
780

Другие новости