0
978
Газета Музыка Интернет-версия

25.06.2002 00:00:00

Любовное настроение

Тэги: геликон, берг, опера, спектакль, театр


В мировой оперной литературе трудно найти музыкальный и сюжетный материал сложнее "Лулу". Сюжет оперы в основном состоит из подробностей необычайно запутанной личной жизни актрисы, проститутки Лулу. К путанице в сюжете прибавляется еще и не самая, мягко говоря, удобоваримая для рядового слушателя музыка - атональная. Но несмотря на все сложности, "Лулу" идет почти на всех крупнейших сценах мира. Ставить ее здесь, при нашем сентиментальном и консервативном зрителе, - большой риск. А раньше было и вовсе не возможно. О своей, наверное, самой необычной премьере рассказали главный режиссер театра Дмитрий Бертман, сценограф Игорь Нежный и дирижер Владимир Понькин.

Кабинет Бертмана находится где-то наверху, надо подниматься по маленькой винтовой лестнице, стены увешаны фотографиями - именно так в кино выглядят кабинеты главных режиссеров.

- Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, когда вам в голову пришла мысль: "А не поставить ли "Лулу"?

- "Лулу" в России никогда не ставилась. Она у нас неизвестна. Только по истории музыки изучали, был вот такой композитор Берг, "Воццека" написал, "Лулу". Сдали экзамен - и все.

Первый раз я увидел "Лулу" в Швейцарии, в Бернской опере. Потом в Германии, во Франции, в Америке. Очень интересный спектакль в Гранд-опера с Терезой Стратас┘ То есть "Лулу" все время преследовала меня. И это было для меня чем-то совершенно новым, необычным. Вообще жизнь скучная: я уже поставил столько спектаклей, что просто боюсь того момента, когда станет неинтересно входить в репетиционный зал. То, что можно было сделать, я уже знаю. Если мне сегодня скажут: "Надо поставить "Фауста" Гуно", - я знаю, что я его поставлю. Поэтому я все время задаю себе всякие новые задачки и пытаюсь сделать себе жизнь потяжелее. Это, конечно, мазохизм - ставить "Лулу". Но раньше это было просто невозможно...

- Почему?

- Труппа не была готова. А в другой труппе никто и не взялся бы за это. И публика бы не пришла. Сейчас театр достиг того момента, когда уже не важно, что идет в театре, - идут "на Геликон". Теперь уже можно играть в такие игры с публикой. Предлагать ей то, что хочется нам.

- А какая реакция публики вам кажется адекватной?

- В идеале, конечно, хочется успеха. Но реакция будет, я думаю, разная. Наверное, она разделится на два лагеря┘

- Одни будут обожать, другие - ненавидеть?

- Одни просто уйдут после первого действия. Те, кто не любит думать, не любит себя травмировать. Те, кто любит "музыку колыбельную", те уйдут, конечно. А те, кто захочет бодрствовать, те, я думаю, должны оценить то, что мы сделали.

- А как вы сами воспринимаете этот спектакль? Это способ расшевелить зрителя, эпатаж - или несправедливо забытый (у нас) музыкальный шедевр?

- Мне кажется, в современном театре просто должно происходить какое-то движение. Любое движение - лучше, чем остановка. У нас в театрах репертуар пробуксовывает. Одно и то же, одни и те же названия, неожиданностей практически нет. Можно предугадать, что будет идти в следующем сезоне, настолько этот "пакет названий" ограничен. Надо его как-то расшевелить - пусть даже в ущерб другим вещам. Пусть труппе придется работать как никогда, репетировать по ночам. Если бы я, к примеру, сделал сегодня "Богему" или там "Тоску", то это был бы вал, все бы плакали...

- Я-то - уж точно┘

- Актеры ходили бы счастливые, спорили бы, кто как возьмет эту ноту, и было бы большое соревнование. Это было бы намного приятнее. В "Лулу" ситуация намного жестче. Но ради того, чтобы как-то продвинуться и жить параллельно со временем, а не в прошлом веке, стоило это поставить.

Дело в том, что с музыкальной точки зрения это нечто совсем новое. Это музыка, которая обладает совершенно другими мотивациями. Не для того, чтобы говорить "красиво-некрасиво", не для того, чтобы услаждать слух. Эта музыка - как бы диаграмма мысли человеческой. Мне даже кажется, что основной публикой станет молодежь. Воспитанная на рок- и поп-культуре, она легче воспримет эту музыку, этих героев.

- Вкладываете ли вы в эту "диаграмму" какую-то свою личную, не написанную ни в нотах, ни в сюжете идею?

- Я думаю, что и для себя я делаю что-то новое, потому что эта постановка такая же атональная, как и музыка. Я пытаюсь уйти от "законов социалистического реализма", которые все еще царят в оперном театре. Попробовать работать на оттенках, на ассоциативном ряде, на вещах, которые как бы не "овеществлены". В этом - трудность: с одной стороны, должно быть понятно, "кто кому тетя", а с другой - "тетя" чтоб была не просто в лаптях и в платке.

- Насколько актеры откликнулись на ваш ассоциативный ряд?

- Сейчас все уже очень хорошо, а вначале было очень трудно. Было очень много отказов, слез. Люди не могли освоить этот материал, не хотели. Многие хотели, но не могли. Но те, кто дошел до финала, получают удовольствие.

- В чем была главная проблема?

- Для меня самая главная проблема этой постановки была в одном: чтобы все освоили этот музыкальный материал. И они это сделали.

- А что самое приятное?

- Самое приятное в том, что это получилось. Это говорит о том, что театр находится в уникальной форме. Мы заявили об этом спектакле полтора года назад, и никто не выдрал у нас эту идею и не выдерет еще многие годы. И самое приятное, что мы - первые. И неприятное (хотя очень почетное) - то, что, наверное, последние.

- А как вы лично относитесь к этой женщине - к Лулу?

- Я ее люблю.

Кстати, сказать, сама Лулу (точнее "одна из", премьеру играют несколько составов) - Татьяна Куинджи - на вопрос, какова ее героиня, ответила не сразу. "Это - талантливая, сильная и никому не нужная женщина. Это абсолютно трагическая роль. Трагедия ее - в начинающемся феминизме. Она начинает осознавать себя отдельной, сильной, а патриархальное общество не готово принять ее такой. Каждый мужчина упорно старается загнать ее в рамки той женщины, которая у него перед глазами. А она в них не вписывается. И волей-неволей ей приходится уничтожать этих мужчин, чтобы разрушить сковывающее ее окружение".

За время, проведенное в театре, у обозревателя НГ сложилось впечатление, что в Лулу влюблены абсолютно все. Дирижер-постановщик Владимир Понькин спросил: "Хотите, я вам покажу самое трудное место?" Самое трудное место оказалось разрисовано разноцветными карандашами. Несколько раз в одном такте помимо руководства оркестром дирижер должен показать солистам, кто и когда вступает. В принципе обычная ситуация. За исключением того, что музыка "Лулу" абсолютно не на слуху. Тут уж и впрямь, дирижер не покажет - не поймешь, когда вступать┘

- Владимир Александрович, рук хватает?

- Это очень трудная опера. Но она безумно интересна. Берг отразил определенное состояние души, психики людей того времени. Это в музыке очень ясно видно. При кажущемся хаосе вырисовываются очень ярко все индивидуальности - именно за счет музыкального материала. Как симфонист, Берг - потрясающий композитор. Во всем чувствуется идея - движение к цели, к кульминации. После "Лулу" многое кажется очень легким - технически. А возникавшие трудности - с разучиванием материала, с переводом, с декорациями - они даже разжигали в нас азарт.

...Азарт в полной мере проявился и в оформлении спектакля. Художник Игорь Нежный придумал передвижные декорации, напоминающие гигантский конструктор. Изогнутые в разные стороны огромные кривые зеркала передвигаются по всей сцене (актерами в процессе спектакля). Фактически декорации сами играют.

Осталось странное ощущение. То ли все они попали под влияние полумифологической, полупошлой Лулу, в которую по сюжету влюбляются все без исключения герои. То ли все это было подстроено - чтобы в сети попалась я. Все, что происходит в "Геликоне", выглядит непонятно и неимоверно притягательно. Хочется иметь к этому всему отношение. К примеру, знать, что означает голос из громкоговорителя, который во время разговора с Понькиным прокричал: "Ребята монтировщики! Не ищите ведро! Принесите кусок черного бархата на сцену!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
746
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
556
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
568
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
668

Другие новости