0
39155
Газета Печатная версия

23.04.2024 18:08:00

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

Александр Неклесса

Об авторе: Александр Иванович Неклесса – руководитель Группы «Север – Юг» Центра цивилизационных и региональных исследований ИАФРАН, председатель Комиссии по социокультурным проблемам глобализации Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН.

Тэги: общество, африка, политика, экономика


общество, африка, политика, экономика Франко-камерунский философ Ашиль Мбембе считает, что постколониальные исследования – это эклектичный комплекс. Фото Reuters

Раздвигая границы истории, мы приближаемся к социальному и когнитивному перевороту. Мир представляется более хаотичным, однако это не стохастический, а динамический хаос. Неспособность воспринять его потоковую связность отражает скорее изъяны человеческого сознания. Упорядочивая зыбкий горизонт, мы преобразуем этот хаос в космос. Но растет также соприкосновение с неизвестностью и ее коварными интерпретациями, проявляясь трещинами в корпусе, казалось бы, устоявшегося и познанного. Востребованным является именно критический взгляд, опознающий то, что противоречит нашим ожиданиям.

Маршруты в антропокосмосе

Версии инакости состязаются за воплощение, атакуя, отрицая, преодолевая прошлое. В растворяющем историю безвременье они отыскивают коридоры возможностей, предоставляя миру шанс обнаружить и осознать «настающее настоящее». Кодекс знания включает как императив неразделяемую цельность взаимодействий (принципы как принцепсы) – это плацента, в которую погружен социоген, определяющий начала: культурную стилистику эпохи и ментальность ее обитателей.

Жизнь – последовательность переворотов, деконструкция конструкций – все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории. Опознать иное, переосмыслив прописи, компетенции, технологии, – значит произвести когнитивную и социальную революцию, совершить переход, шагнув в пульсирующую пустоту. «Дорожная карта» на кромке атласа Современности – ареал скалярных рисков, чреватых адаптацией или инволюцией, хаотизацией или прорывом. Роковые условия и критические возможности возникают в тот миг, когда Ахиллес и черепаха оказываются в разных мирах.

Большие явления и процессы – такие как состояние вещества, физический космос, человеческое сообщество, человек per se, сознание – переживают фазовые переходы, кризисы, инициации (rites of passage). Продвижение в будущее меняет обстоятельства, проблематику, смысловые поля и координаты футур-истории. Маршруты в антропокосмосе, не будучи связаны анизотропностью физического времени, эксплуатируют богатство открывающихся, пересекающихся и запутанных в принадлежности территорий.

Три релевантные теме категории, отражающие, по крайней мере отчасти, ландшафт и лейтмотив происходящего, были в последнее время предметом исследования: «цивилизационный транзит», «деколониальный/эпистемологический поворот» и «постколониальность».

Критическая мозаика

Постколониальная проблематика сегодня опознается и утверждается во все более широком круге явлений в региональных и глобальном ракурсах. Колониальность продолжает существовать в не вполне постколониальном мире как феномен и как проблема. Однако борьбу за политический и экономический суверенитет замещает практика социокультурной и психологической деколонизации людей и сообществ. Южноафриканский политический активист, антрополог Арчи Мафиджи в свое время на волне охвативших Африку преобразований, позитивных и негативных, писал: «Нам нужна не только политическая деколонизация, но еще и ментальная».

Постколониальность – одновременно образ мыслей и способ бытия. Это и состояние после колонизации, и процесс перманентной деколонизации – активные действия в сфере практики, стимулируемые резонирующей и побуждающей к действию идеей эмансипации. Это также концептуальная рефлексия этоса деколонизации: междисциплинарное осмысление различных конструктивных и деструктивных аспектов постколониального статуса. Критическая мозаичная теория – ментальная реституция, вписанная в контекст общей деконструкции современной эпистемологической архитектуры.

Действительно, по словам франко-камерунского интеллектуала и философа «новой волны» Ашиля Мбембе, постколониальность, постколониальные исследования, постколониальное остроумие – эклектичный комплекс. «В его основе, с одной стороны, лежат идеи антиколониальной и антиимпериалистической борьбы, с другой – традиции западной философии и европейской гуманитарной мысли. Это фрагментированный, открытый стиль мышления, что является одновременно силой и слабостью», – считает Мбембе.

В распределении пропорций мода, или, точнее, Zeitgeist (дух времени), играет не последнюю роль. Вопрос лишь в том, что предопределяет конъюнктурную установку сознания и саму настройку исторической ситуации.

В области же дисциплинированной рефлексии постколониальность – сумма исследовательских и образовательных практик (своего рода их ментальное масштабирование): общее направление мысли, то есть интеллектуальный поиск; критическая концептуалистика универсальной деколонизации – разнообразие перепрочтений и аргументированных гипотез колониальности; зонтичная академическая дисциплина.

Деколониальность – деятельная ипостась постколониальности – проявляется как социокультурная антитеза широко понимаемой ментальной колониальности с акцентом на критическом мышлении и «освобождении умов» (Стив Бико); «эпистемологическое неповиновение» европейской сциентистской оптике (Анибал Кихано); идео-идеологическая доминанта, инструмент из реестра «знание–власть» (Мишель Фуко) широкого спектра протестных движений и ползучей институализации социальных перемен.

7-12-4480.jpg
Осознание индивидом стратегии личностного
роста как персонального интереса – лейтмотив
волн постколониальности. 
Фото Романа Шульгина
Африканский транзит

«Модернизация и стремление к современности – вероятно, наиболее всеобъемлющие и всепроникающие особенности нынешней социальной сцены», – писал Шмуэль Эйзенштадт в годы интенсивной деколонизации Африки. Однако путь к реальному суверенитету и самоопределению нации запутан и извилист. В новейшей истории Черный континент и его обитатели совершали и продолжают совершать комплексный цивилизационный транзит: переход от традиционного общества к современному социальному строю; освоение результатов континентальной деколонизации и суверенизации; диверсификацию форм соприсутствия в трансграничном сообществе.

Проявилась также многоликость колониальности, включая автоколониальность: узурпация власти суверенными правителями, продолжившими практику присвоения национальных богатств и эксплуатации населения, проводя политику личного обогащения и террора. Реинкарнация исторических антагонистов в постколониальном тексте демонстрирует глубину природы и пестроту оболочек колониальных взаимоотношений. Автоколониальность как местное перевоплощение, казалось бы, изгнанных из региона субъектов угнетения оказывается еще одним барьером на пути к реальному суверенитету нации.

Социальный код африканского транзита от традиционного общества к современному включает несколько поворотных моментов – реперных точек в русле социокультурной трансформации.

Культурный шок. Деградация и распад институтов традиционного общества при взаимодействии со средой и ментальностью Современности.

Трансфер. Полученная при вхождении в современное городское сообщество травма – уязвленность и хаотизация традиционной ментальности – сопровождается сознательным и бессознательным переносом общинных форматов в новую оболочку, воспроизводя в ней привычные черты, ритуалы и практики, провоцируя вызревание культурного конфликта. Мимикрия трайбализма, клановости, вождизма, непотизма под современные институты порождает социальные и политические химеры.

Инициация. Развитие городской среды, ее количественный и качественный рост стимулируют становление горожанина-гражданина, его психологическую и социальную реабилитацию, укрепление самосознания, преобладание персональной стратегии и личностной эмпатии над племенной солидарностью. В процессе социокультурной трансформации формируется гражданское общество, складывается средний класс, развивается политическая инфраструктура. Конкуренция современности с неотрайбализмом распространяется на все уровни организации социума, включая как местное, так и государственное управление.

Кризис. Переход от гибридных конструкций власти к полноценной национальной государственности чреват бифуркацией: развитием в той или иной форме кризиса с последующим закреплением либо обрушением достижений модернизации. В этот момент испытываются крепость и доброкачественность современных институтов в острой политической конкуренции с имитационными гибридами.

Разрешение. При позитивном разрешении кризиса преодолеваются вождистские, клановые, милитаристские формы власти и патронажно-клиентальные системы распределения ресурсов. Деструкция псевдоморфоз и деконструкция социокультурных химер устраняет обременение молодой нации «автоколониальностью». Образуется политическая целостность, которая обеспечивает развитие социальной инфраструктуры, умножение цивилизованных связей с окружающим миром, осознание национальной субъектности в контексте Современности. Одновременно генерируются элементы постиндустриального строя, растет спрос на информационные, финансовые, образовательные, творческие услуги. Устанавливаются контакты с трансграничной постсовременной средой, опознаются и осваиваются формулы соприсутствия в ней.

Либо происходит откат – бегство в предшествующее состояние, демодернизация институтов и неоархаизация общества, деградация современной государственности, завершающаяся ее фактическим распадом в той или иной форме «сомализации». Катастрофа может стать образом жизни, а глобальное пространство предоставляет широкие возможности для экспорта инструментария дестабилизации (e.g. террористической активности, генерации и управления потоками беженцев, воздействия на морские/континентальные транспортные и нефтегазовые потоки, а также физические и виртуальные средства глобальной коммуникации и т.п.).

7-12-1480.jpg
Версии трактовок «африканства» множатся. 
Фото Reuters
Политический активизм

При всех версиях развития мировой ситуации постколониальность оказывается влиятельным сюжетом в совокупном трансформационном процессе, большим вызовом и важным элементом той силы, которая влияет на формулу и результат цивилизационного транзита не только в региональном, но и в глобальном измерении. Представляться, проявляться и реализовываться она может по-разному.

Речь все чаще идет не только о существенных переменах в политических и геоэкономических параметрах планетарного ландшафта, но также об изменении его демографической размерности, этно-расового баланса, «расцвечивании» культур, ревизии институтов и новом историческом консенсусе. Расширяющееся пространство критической мысли обозначило, по мнению Эдварда Саида, «зарождение то тут, то там нового интеллектуального и политического сознания».

Социокультурные конструкты постколониальности в сфере практики обретают телесность политизированного активизма. Нетерпимость к системам со множеством уровней и подвидов дискриминации затрагивает ряд существующих социальных и юридических конвенций, меняет их интерпретацию и правоприменение. Либо прямо отвергает, пытаясь заместить нормами и кодами поведения, производными в том числе от убунту и уммы. Что, кстати, представляет состояние философии практики, особенно этики, проблематичным. А следовательно, ее саму – востребованной областью знания для углубленной рефлексии.

Постколониальные мотивы присутствуют и активно соучаствуют в создании новых публичных инструментов перемен (вокизм, новая этика, культура отмены, BLM, Je suis, etc) в борьбе за устранение стигматов, рудиментов и призраков расизма, супремасизма, шовинизма, патернализма, инструментального отношения к людям, других форматов прямого и косвенного насилия уничижающих господств и тиранствующих властей.

Версии трактовок «африканства» множатся. Оно толкуется теоретиками и практиками деколониального активизма не только как метафора социокультурных устремлений, приверженности радикальной демократической повестке или психофизических свойств. В интервью журналу Libération Ашиль Мбембе, отвечая на вопрос о чернокожем человеке, диверсифицирует расовый интеграл, разбавляя его классовой солидарностью и превращая в актуальный извод «изгоев-пролетариев»: «Это класс, или раса, или определенная группа лиц, вне зависимости от цвета кожи, по отношению к которым прежнее различие между человеческим субъектом и вещью больше не работает. Все гораздо хуже: это люди, которые не нужны, это лишний класс, который ни один господин не желает держать при себе даже в качестве раба. Проблема не в том, что их эксплуатируют: если бы они даже этого захотели, то вряд ли на их труд нашелся бы спрос».

Прочитанная как умножение радикальной левой идеи, постколониальность фактически интегрирует установки постсовременного радикализма и деколониальности с воззрениями раннего Маркса. В итоговом социальном тексте она обнаруживает в так и не найденных в свое время недрах современного ему общества «истинных пролетариев». Они, эти «истинные пролетарии», замещены в релевантных той эпохе революционных сценариях «рабочим классом».

Эта идея также сопрягается с неомарксистской ревизией (Антонио Грамши, Франкфуртская школа), по-своему определившей предполагаемого субъекта перемен, введя тему культурной контргегемонии и революционной роли интеллектуального класса. Эта роль была помножена затем на энергетику конфессиональной нетерпимости вкупе с милленаристскими либо эсхатологическими мотивами, представляя порой гротескный симбиоз просвещенного интеллектуала-революционера Фанона с облаченной в хиджаб Вандеей.

Прозреваемая сегодня за линиями горизонта антропологическая ситуация и ее внутренний конфликт может оказаться еще парадоксальней и сложнее. Тут в подоплеке есть неочевидное, но солидное обстоятельство – не только переживаемый исторический переход, но и выход физики на проблему природы сознания как новую для естественно-научного дискурса категорию. Причем к исследованию этой проблемы с данных позиций непонятно как приступить.

В то же время ее осмысление неизбежно, поскольку во всем спектре интерпретаций квантовых эффектов роль сознания высока. Все это чревато реформацией нынешнего, вероятно «фундаментально ошибочного» (Брюс Розенблюм) представления о мироустройстве. Это, подобно генезису новоевропейской науки, способно повлечь культурное потрясение и смену мировидения.

«Проект глобального масштаба»

Претензия на будущее зависит от обладания настоящим и достигнутого уровня субъектности. «Темнокожесть» оказывается характеристикой, определяющей новый инициативный класс, знаменуя, в частности, приход поколения влиятельных политиков в крупнейших странах Севера: Барак Обама, Камала Харрис, Никки Хейли, Вивек Рамасвами, Талси Габбард, Риши Сунак, Садик Хан и т.д.

А комплексная идентичность нового номадизма становится вызовом «глубоко статичному пониманию идентичности… человека определяют через нацию» (Эдвард Саид). Тайе Селаси, провозвестница идеи афрополитанизма, так охарактеризовала свою сложную идентичность: «Я не знаю, откуда я! Родилась в Лондоне. Мой отец из Ганы, но живет в Саудовской Аравии. Моя мать – из Нигерии, но живет в Гане. Я же выросла в Бостоне». Подобное отсутствие стойкой идентичности, многообразие, связанное с динамичным образом жизни новых кочевников поверх границ и барьеров, дает им определенные преимущества.

Отношения же афрополитов с исторической родиной отличаются некоторой двусмысленностью, за что они подвергаются критике и вынуждены оправдываться: «Наша обязанность – использовать полученные на Западе знания для того, чтобы помочь Африке справиться с трудностями, поскольку, как гласит пословица, ибо «стыдно не безумцу, а его родственникам, слышащим насмешки». Нас судят по нашему происхождению. Мы неофициальные послы нашей культуры. И до тех пор, пока не будет достигнут баланс между развитием Африки и Запада, нас будут воспринимать как слабых вне зависимости от вклада в мировой прогресс» (манифест на сайте африканской диаспоры).

Амбиция «темнокожих космополитов» – освобождение сознания от оккупации прошлым, моральная рекреация, стремление утвердить в мире вероятностей и возможностей – сумятице происходящих и надвигающихся перемен, собственную стезю и полихромную идентичность. Тут можно вспомнить имеющие непростые обоснования и уже довольно продолжительную историю размышления о «глобальной Африке», принадлежащие, в частности, перу кенийско-американского политического философа Али Мазруи, сначала в духе афропессимизма, а затем и в более позитивном залоге («от кораблей невольников к космическим кораблям»).

Дальний же рубеж – слияние с глубинными ренессансными токами, образуя облачную популяцию деколонизированного космополитизма как часть трансграничного общества с неопределенной структурой. А в политическом аспекте – обретение авторского соучастия в сюжетах цивилизационного транзита. В конечном счете постколониальность, обозреваемая сквозь разноцветную призму глобальной деколонизации, – это фрактальный извод постсовременности. Или, иначе говоря, постсовременность есть универсальная постколониальность (точнее, они когерентны).

Преодоление природных ограничений и трансгрессия социального горизонта – ось и вектор комплексной навигации. Экспансия антропологической вселенной подразумевает в качестве естественного предела не количественное расширение, влекущее исчерпание пространства и конкурентное прочтение: приток энергий реализуется в не имеющем внятных пределов индивидуальном и социальном развитии. Иначе говоря, полнота суверенной идентичности, усложняя архитектуру антропокосма из любой точки, увеличивает его комплексную размерность. Осознание индивидом стратегии личностного роста как персонального интереса – лейтмотив этой эмерджентной партитуры, все усложняющейся в процессе исполнения, следуя за движениями невидимой руки дирижера исторической симфонии.

Эволюционная устремленность волн постколониальности, ее принадлежность к социальной суперпозиции обретает черты «проекта планетарного масштаба» (Ашиль Мбембе). Декополиты, предвещая миллиардный прилив человеческой популяции и заселяя землю в атмосфере нахлынувшей новизны, способны трансформировать существенно и радикально этнические, культурные, конфессиональные профили наций, влияя на содержание постсовременности, ее смыслообразующую субстанцию и координаты мироустройства.

Происходящее сегодня на планете – сполохи выразительных предчувствий, прихожая необжитого здания оригинальной архитектуры. Обитатели прежнего корпуса цивилизации, будучи вовлечены в этот грандиозный переезд, готовятся либо участвовать во вселенской реновации, либо противостоять ей или же просто адаптироваться. Обращая былые обременения в ресурс, «глобальная Африка» – от национальных суверенов до влиятельных представителей афрополитанизма, экономических переселенцев и беженцев (то есть речь идет скорее о «переселении народов», чем об «утечке мозгов»), – создает многоликое интернациональное сообщество, которое демонстрирует потенцию «завоевать мир». И обретая стратегическую субъектность, перехватывает историческую инициативу.

Сбывается предвидение французского демографа и социолога Альфреда Сови, пророчески написавшего в 1952 году о роли, по его выражению, «третьего мира». Потенции этого третьего мира Сови сравнил с силой, отправившей на свалку истории феодально-сословный миропорядок: «Этот третий мир, игнорируемый, эксплуатируемый, презираемый подобно третьему сословию, теперь тоже хочет быть чем-то».

Али Мазруи, обыгрывая изначально принадлежавший Испании, а затем перешедший к Великобритании титул империи, «над которой никогда не заходит солнце», на исходе ХХ века по-своему переписал сюжет, радикально сместив акценты: «Задолго до рабства мы жили в одной огромной деревне, называемой Африка. Затем пришли чужеземцы и увели многих из нас, рассеяв по земным градам и весям. До прихода чужестранцев та деревня была для нас миром, и другого мы не знали. Сейчас же расселились настолько широко, что солнце никогда не заходит над потомками уроженцев Африки. Теперь весь мир – наше жилище, и в самом ближайшем будущем мы собираемся сделать его человечнее». n

Газетная версия доклада «Постколониальность в современном мире: региональный и глобальный аспекты» на Международной конференции «Место Африки в мире в прошлом и настоящем». Танзания, Дар-эс-Салам, 1–3 марта 2024 г. Полностью расширенный текст доклада будет опубликован в журнале «Век глобализации».


Читайте также


Едва созданное правительство Франции оказалось под угрозой отставки

Едва созданное правительство Франции оказалось под угрозой отставки

Надежда Мельникова

Две крупнейшие оппозиционные партии собрались объявить кабинету Лекорню вотум недоверия

0
759
Круговорот машин: от ремонта к перерождению

Круговорот машин: от ремонта к перерождению

Михаил Аким

Высокие технологии и циркулярная экономика перестраивают мировой автопром

0
602
Чего лишилась Европа вместе с "Северным потоком – 2"

Чего лишилась Европа вместе с "Северным потоком – 2"

Клим Легчаков

Евгений Типайлов

Издержки ЕС стали для России нереализованной выгодой, а для США – источником наращивания экспорта сжиженного природного газа

0
972
Нобелевская премия как путь к президентству

Нобелевская премия как путь к президентству

Ирина Акимушкина

Может так случиться, что в Венесуэле ставки России окажутся ошибочными

0
1154

Другие новости