0
24257
Газета Печатная версия

13.02.2023 17:12:00

ESG – фактор в условиях международной нестабильности

РСПП ищет пути устойчивого развития для российского бизнеса

Тэги: промышленность, бизнес, долгосрочная стратегия, рекомендации, рспп, esg


промышленность, бизнес, долгосрочная стратегия, рекомендации, рспп, esg Российские промышленники занялись устойчивым развитием. На снимке здание РСПП в Москве. Фото с сайта www.mkppr.ru

На сайте Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) недавно появились рекомендации по поддержанию и продвижению повестки устойчивого развития в современной российской практике. В них отмечается, что представители делового и экспертного сообщества, ведущие компании – лидеры российского бизнеса постоянно отмечают сохранение актуальности и интереса к повестке и проектам устойчивого развития, его социальным, экологическим факторам и аспектам управления (ESG-факторам). Это происходит несмотря на текущие вызовы и задачи компаний в условиях существенных изменений геополитической, экономической и социальной среды.

Подтверждается приверженность принципам ответственного ведения бизнеса в соответствии с Социальной хартией российского бизнеса, Глобальным договором ООН, Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Целями в области устойчивого развития (ЦУР ООН). Эти документы служат платформой для формирования корпоративных стратегий и практики, отвечающих целям устойчивого развития бизнеса на основе эффективного управления факторами и рисками устойчивого развития, учета интересов общества и задач развития страны в целом.

Организации сохраняют долгосрочный горизонт планирования в вопросах устойчивого развития, уточняя его приоритеты, продолжая при этом реализовывать ключевые и долгосрочные проекты в этой сфере, совмещая поиски подходов к решению тактических и стратегических задач. ESG-факторы играют в этом существенную роль как в решении текущих задач – сохранении производства, рабочих мест, цепочек поставок, так и в контексте задач средне- и долгосрочной перспективы.

В числе приоритетных вопросов для объединения усилий делового, экспертного и профессионального сообщества остаются вопросы ресурсосбережения, переработки отходов, охраны окружающей среды климатической повестки, развития трудового потенциала и поддержки персонала, формирования новых устойчивых цепочек поставок, взаимодействия с местными сообществами, а также развития содействующей им системы корпоративного управления. Среди новых вопросов отмечается необходимость выработки регулирующих документов и базовых показателей устойчивого развития, поиска баланса между локализацией ESG-инструментов и национальных стандартов, с одной стороны, и поддержания связи с международными площадками и инструментами – с другой, а также сохранения вектора движения к целям устойчивого развития, принятым мировым сообществом.

Представляется целесообразным в этой связи рекомендовать бизнесу и предложить правительству Российской Федерации в ближайшей перспективе сосредоточиться на основных приоритетах для достижения устойчивого развития с учетом его социальных, экологических факторов и аспектов управления в их связи с экономической составляющей.

Среди рекомендаций для бизнеса важное место занимает корпоративное управление. Предлагается, в частности, осуществлять принятие принципов и продолжать переход к модели устойчивого корпоративного управления , не снижать достигнутого уровня и последовательно совершенствовать качество корпоративного управления, сохранять в повестке органов управления актуальность вопросов поддержания баланса между экономической эффективностью, социальной и экологической результативностью деятельности организации как основы устойчивого развития, повышать уровень осведомленности персонала в вопросах устойчивого развития, совершенствовать и наращивать соответствующие компетенции сотрудников, увеличивая вовлеченность персонала в тематику устойчивого развития.

Отмечается необходимость сохранять достигнутый уровень прозрачности, поддерживать процессы отчетности по устойчивому развитию как важный инструмент совершенствования практики управления, а также взаимодействия с заинтересованными сторонами. Долгосрочная стратегия ответственного ведения бизнеса базируется на следующих факторах.

– Основываться на принципах взаимодействия и партнерства с заинтересованными сторонами, соблюдения прав человека, этических норм ведения бизнеса, на построении взаимоотношения бизнеса с представителями гражданского общества и государством на основе законности, публичности и прозрачности.

– Рекомендуется рассматривать в качестве приоритетных направлений достижения положительного совместного воздействия на окружающую среду, общество и экономику вопросы энергоэффективности и ресурсосбережения, создания и поддержания эффективных рабочих мест, ответственного производства и потребления, промышленной и экологической безопасности, обращения с отходами.

– Предлагается содействовать развитию человеческого капитала за счет создания благоприятных условий труда, обучения персонала, реализации эффективных социальных программ для сотрудников, а также способствовать повышению уровня вовлеченности в вопросы устойчивого развития с использованием образовательных программ и волонтерских инициатив,развивать тематические отраслевые практики устойчивости и создавать цифровые платформы устойчивого развития.

Предложения для органов власти заключаются в следующем.

– Национальные приоритеты и позиция государства должны находить свое выражение в подтверждении поддержки Российской Федерацией Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее – Повестка) и Целей устойчивого развития (далее – ЦУР).

Необходимо поддерживать продолжение участия представителей российского бизнеса в работе органов ООН, связанных с реализацией повестки, в том числе в инициативе Глобального договора ООН – перспективной платформе для подключения российского бизнеса к усилиям по реализации повестки и продвижения принципов ответственного ведения бизнеса в российской деловой среде:

– требуется поддержать инициативы российского бизнеса в области устойчивого развития, направленные на учет интересов российских заинтересованных сторон в современных условиях, включая продолжение практики разумной информационной открытости по вопросам, связанным с реализацией повестки;

– необходимо продолжать в соответствии с ранее принятыми решениями деятельность по разработке, систематизации и упорядочению нормативно-правовой базы по вопросам устойчивого развития, в том числе климатической повестки, и их интеграцию с ЦУР;

– важное значение для реализации указанных направлений имеют стимулирование и поддержка таких действий, как создание новых цепочек поставок, укрепление сотрудничества и формирование партнерств для доступа к технологиям. Надо внедрять меры государственной поддержки и финансового стимулирования, такие как софинансирование, льготное кредитование, и в этом плане использовать налоговый вычет на реализацию проектов в области устойчивого развития, в том числе по ESG-факторам;

– следует обеспечить дальнейшее снижение административных барьеров, предсказуемость изменений в регуляторной среде для содействия долгосрочной устойчивости бизнеса.

Если говорить о направлениях совместной работы бизнеса и государства, то здесь необходимо объединение усилий по определению и расширению использования на практике критериев отнесения инвестиционных проектов к числу проектов, отвечающих требованиям концепции экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG) для предоставления мер государственной поддержки участникам таких проектов.

Надо расширять и углублять диалог между бизнесом и его заинтересованными сторонами в процессе взаимодействия с местными сообществами в ходе развития территорий, в том числе путем поддержки социального предпринимательства, МСП, НКО. Необходимо сохранять мониторинг повестки и практики устойчивого развития в деятельности зарубежных органов власти и бизнеса, а также анализ тенденций в акцентах международных организаций инфраструктуры устойчивого развития (в области отраслевых решений, финансирования и отчетности).

Что касается отечественных подходов и практики устойчивого развития, то на данном направлении надо сформулировать необходимый баланс между локализацией ESG-инструментов и использованием сформированных глобальных стандартов, принципов и практик, развивать национальные системы оценки, верификации, сертификации, рейтинговых агентств, финансовых структур и поставщиков решений, локализации иных элементов инструментария ESG, выработать систему базовых показателей устойчивого развития.

Для создания условий и гарантий долгосрочной устойчивости бизнеса с учетом современных вызовов российским компаниям рекомендуется следовать основополагающим принципам и практикам ответственного ведения бизнеса и интегрировать их в процессы принятия управленческих решений. Ожидается, что федеральные и региональные органы власти станут рассматривать возможности интеграции аспектов повестки устойчивого развития при формировании и реализации политики в сфере экономики, экологии, социальных вопросов и стратегии развития в целом.

В отношении экологического блока «E» предлагается обратить внимание на управление воздействием на атмосферу и водные ресурсы, регулирование в сфере управления отходами и переработкой, регулирование в сфере выбросов парниковых газов, внедрение решений по снижению углеродного следа, развитие решений в области энергоэффективности и ресурсосбережения, внедрение практик управления экологическими рисками, формирование устойчивых цепочек поставок и логистических решений и, наконец, на сохранение биоразнообразия.

В социальном блоке «S» главным является:

– сохранение, поддержка трудовых коллективов и занятости персонала, включая развитие и обучение/переобучение персонала, с учетом образовательных программ по тематике устойчивого развития, повышения человеческого потенциала; сохранение и обеспечение здоровья и благополучия персонала, безопасности в сфере охраны труда; реализация комплексных социальных программ по поддержке благополучия работников; поддержка волонтерских инициатив;

– развитие территорий присутствия и формирование устойчивых сообществ, городов и населенных пунктов, включая оказание поддержки и содействие развитию коренных малочисленных народов;

– поддержка субъектов малого бизнеса, социального предпринимательства, НКО;

– поддержка развития образования по тематике устойчивого развития, интеграция этой повестки в существующие программы и разработка новых программ для экспертов разных профессиональных областей (в области высшего и среднего образования, системе повышения квалификации, в том числе в рамках корпоративного образования, при подготовке специалистов НКО, органов местного самоуправления и региональных общественных формирований);

– развитие системы профстандартов для экспертов узкого и широкого профиля в области устойчивого развития (КСО, ESG) и формирование системы сертификации экспертов и образовательных программ;

– поддержка проектов межотраслевого взаимодействия.

В блоке управления «G» необходим переход к модели устойчивого управления и повышение потенциала ESG-повестки в России, повышение эффективности системы управления, усиление практик управления рисками, управление взаимодействием с заинтересованными сторонами с целью поддержания баланса интересов и снижения нефинансовых рисков, обеспечение прозрачности при взаимодействии со стейкхолдерами. Развитие механизмов государственной поддержки должно заключаться в проведении оценки квалификации топ-менеджеров с учетом критериев в сфере устойчивого развития и ESG-факторов, введении соответствующих ключевых показателей эффективности (КПЭ) в оценку результатов деятельности, реализации программы национальной сертификации зеленых проектов.

Ключевая задача сегодня состоит в том, чтобы сохранить бизнес, создать одновременно основу для дальнейшего его развития и роста экономики страны. Социальные, экологические, управленческие аспекты деятельности – ESG-факторы – играют при этом существенную роль. Это связано с задачами не только выживания, но и обеспечения конкурентоспособности и устойчивости, возможностей выхода на рынки товаров, услуг и капиталов, что подразумевает необходимость удерживаться в направлении глобального движения в сторону целей устойчивого развития, поддержания достаточно высокого уровня соответствия национальным и общемировым ожиданиям и требованиям в отношении современного ответственного бизнеса. 


Читайте также


Константин Ремчуков. Глава КНР в Астане договорился о контурах новой архитектуры сближения с пятью странами Центральной Азии

Константин Ремчуков. Глава КНР в Астане договорился о контурах новой архитектуры сближения с пятью странами Центральной Азии

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 23.06.25

0
2989
Главная сила: основатель Freedom Holding Corp. Тимур Турлов - о роли экосистемы в развитии холдинга

Главная сила: основатель Freedom Holding Corp. Тимур Турлов - о роли экосистемы в развитии холдинга

Денис Писарев

0
1030
И только депутату Макарову на форуме грустно в отсутствие эффективных рыночных институтов

И только депутату Макарову на форуме грустно в отсутствие эффективных рыночных институтов

И только  депутату Макарову там грустно в отсутствие эффективных рыночных институтов

0
7382
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
6123

Другие новости