0
3168
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.09.2012 00:00:00

Домашнее задание для президента

Петр Залесский

Об авторе: Александр Михайлович Демидов - гендиректор Международного института социальных и маркетинговых исследований "ГфК-Русь"; Петр Карпович Залесский - старший консультант "ГфК-Русь"; Асхат Хасянович Кутлалиев - директор центра инноваций и развития "ГфК-Русь".

Тэги: путин


Первая половина текущего года прошла под знаком двух избирательных кампаний: декабрьских выборов в Госдуму и мартовских – президента России. Сейчас, когда уже остались позади 100 дней нового правительства Дмитрия Медведева и очередного президентского срока Владимира Путина, наступает новый политический сезон. Самое время для анализа, как выполняются на практике многочисленные предвыборные обещания.

Накануне выборов кандидат в президенты Владимир Путин опубликовал серию статей, в которых фактически высказал свою программу действий на срок своего возможного президентского правления, стратегию развития страны на ближайшие шесть лет. Естественно, многие пункты данной программы имеют вполне вещественные и измеримые индикаторы, например, повышение производительности труда или создание новых высокотехнологичных рабочих мест. В то же время ряд положений программы имеют общий, или точнее сказать, оценочный характер, неизмеримый в рублях, тоннах или километрах, например, открытость экономики. Традиционно для оценки таких показателей используются различного рода экспертные оценки и построенные на их основе рейтинги.

Однако в конечном счете историческую оценку тому или иному политическому и государственному деятелю дают граждане, а не узкая группа специалистов, какими бы выдающимися профессионалами они ни были.

Поэтому выявление общественного мнения о реализации тех или иных положений предложенной руководством страны стратегии развития является не менее значимым для общества, чем мнение узкого круга экспертов. И высшим арбитром в оценках того, насколько программа была выполнена, будет мнение народа России.

В результате анализа текстов предвыборных статей и выделения ключевых положений предложенной программы нами были сформулированы семь направлений стратегии развития:

национальная безопасность и оборона

внешняя политика и международные отношения

демократия и укрепление законности

межнациональные взаимоотношения

социальная сфера

экономика инновации и образование

По каждому из направлений были выделены соответствующие индикаторы для замера отношения населения. В качестве этих индикаторов выступали ключевые тезисы предвыборной программы, отражающие те или иные стороны реализации данного направления. Всего было выделено 58 таких задач-индикаторов.

Каждая задача оценивалась по двум параметрам – важность данного пункта президентской программы (по 10-балльной шкале) и степень ее реализации (по 4-балльной шкале). В дальнейшем на основе оценок этих высказываний для каждого направления строились индексы реализации.

Оценки и данные для построения индексов реализации Стратегии развития были получены на основе общенационального опроса населения России в возрасте от 16 лет, проведенного в июне–июле 2012 года. В ходе опроса по репрезентативной выборке были опрошены 2128 человек в 146 населенных пунктах во всех федеральных округах. Погрешность выборки – 2,1%.

На рисунке 1 представлен список задач, получивших максимально высокие оценки по степени важности. Понятно, что для выполнения этих задач требуются ресурсы, время, организаторские усилия и политическая воля. Именно поэтому все сформулированные руководством страны задачи носят не сиюминутный, а стратегический характер. Как видим, ни одна из этих стратегических задач (большинство из них – в социальной сфере и в экономике) не преодолела 50-процентный порог в оценках степени их реализации.

На базе собранных данных специалистами «ГфК-Русь» были рассчитаны семь индексов реализации по каждому направлению. Затем на их основе был построен интегральный индекс реализации стратегии развития страны. При этом возможный диапазон индексов может варьироваться от 0 до 200 пунктов, где значения выше 100 пунктов означают, что преобладают мнения людей о выполнении этой программы, а ниже 100 – мнения тех, что считает, что программа не реализуется. Это касается как интегрального индекса, так и индексов по отдельным направлениям.

Как видно из таблицы 1, в положительной области оценок реализации президентской программы находятся только два индекса, касающиеся национальной безопасности и внешней политики (101,2 и 102,6 пункта соответственно). Наименьшие значения у индексов в области национальной политики (93,6) и социальной сфере (97,4). Это означает, что в целом по данным направлениям преобладает мнение, что эти направления слабо реализуются, индекс находится в негативной зоне. Интегральный индекс также имеет значение менее 100 пунктов.

Рассмотрим результаты анализа оценок важности и степени реализации задач по некоторым направлениям (полный текст исследования будет позже опубликован на сайте «ГфК-Русь»).

Достойная зарплата и забота о детях, школьниках и ветеранах – основные приоритеты социальной политики

Наиболее важными задачами в социальной сфере россияне вполне обоснованно считают те, которые касаются их повседневных и жизненно важных забот.

Две первые из наиболее важных проблем (рис. 3) имеют к тому же самые низкие оценки по реализации. Несмотря на определенные усилия и подвижки, не становится доступнее ипотека – среди комплекса задач в социальной сфере это направление занимает последнее место по оценке степени выполнения.

Что касается вопроса о внедрении налога на роскошь, то важность его в глазах рядовых россиян заметно ниже остальных приоритетных задач в социальной сфере. Эта тема выглядит скорее конъюнктурным политическим ходом, а не реальной заботой о большинстве российских граждан.

Сопоставление результатов опроса с данными федеральной статистики подтверждает связь между субъективными ощущениями граждан и реальным положением дел.

Программы по повышению рождаемости в стране приносят свои плоды. Но дети не только рождаются, но еще и растут, а значит, нужно обеспечивать молодые семьи детскими садами. Существенный дефицит мест в дошкольных учреждениях возник не вчера, а несколько лет назад – в 2007 году, когда, по данным Росстата, на 100 мест в детских садах приходилось 107 детей (рис. 4). Неудивительно, что реализация задачи ликвидации очередей в детские сады попала в список самых проблемных составляющих индекса социальной политики.

В последнее время многим пришлось столкнуться с ситуацией, когда зарплаты не индексировались вслед за инфляцией. В лучшем случае они не росли так быстро, как в тучные предкризисные годы (рис. 5). Однако расчеты показывают, что при сохранении даже послекризисных темпов роста заработных плат их повышение в 1,6–1,7 раза за шестилетний период – вполне посильная задача.

В разрезе социальных групп интегральный индекс реализации задач в социальной сфере (табл. 2) колеблется от 93,9 до 98,9 пункта, не переходя границу в 100 пунктов ни для одной из проанализированных групп. При этом значение индекса несколько выше среднего в крупных городах с количеством жителей более 500 тыс. человек, а также в Поволжье, на Урале, Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Несмотря на эти различия, все же главным фактом остается преобладание доли тех, кто считает эти меры нереализующимися.

Качественные дороги и квалифицированные кадры – необходимое условие развития российской экономики

Если рассматривать сформулированные руководством страны задачи в сфере экономики по степени их важности (рис. 6), то первые три из них, по мнению населения, это:

– строительство и поддержание качественных дорог – 81%;

– создание 25 млн. новых рабочих мест в несырьевых отраслях – 79%;

– решение транспортных проблем в крупных городах и мегаполисах – 78%.

Как видим, проблемы довольно традиционные для России – дороги и недостаток компетентных людей.

Другие проблемы прямо или косвенно связаны с обеспечением благоприятного бизнес-климата в стране и снижением уровня коррупции. При этом важность этих проблем для населения существенно ниже (в среднем более чем на 30 пунктов), чем у первых трех. Меньше всего людей волнует задача сокращения вмешательства государства в экономику.

Большое количество информационных сюжетов о Дальнем Востоке и Сибири, строительство уникального моста на остров Русский во Владивостоке вполне могли быть причиной того, что многие граждане считают программу развития этой части страны успешно реализующейся.

Результаты опроса населения показывают, что невысоко оценивается реализация программы создания новых эффективных рабочих мест. Понятно, что это длительный процесс, требующий развития не только материальной базы, но и соответствующей квалификации работников. При том, что по доле людей с высшим образованием Россия занимает одно из первых мест в мире, российская экономика испытывает дефицит в квалифицированной рабочей силе. Из графика видно (рис. 7), что число студентов вузов в период с 1995 по 2010 год росло более чем в два раза быстрее численности студентов техникумов.

На рынке труда сложилась парадоксальная ситуация – все большее число людей с высшим образованием не может найти работу по специальности, хотя существует огромный спрос на выпускников вузов. Разгадка проста – реальной экономике нужны инженерные кадры, а высшая школа продолжает штамповать юристов и бухгалтеров. Нужны рабочие, умеющие работать на сложном высокотехнологичном оборудовании, а профобразование готовит парикмахеров и товароведов. В таких условиях изменения в структуре высшей школы и профессионального образования становятся неизбежными, а создание 25 млн. новых эффективных рабочих мест – действительно одной из острых проблем развития страны.

Индекс реализации задач в сфере экономики (табл. 3) находится в негативной зоне (98,7 пункта), при этом в различных социальных группах он варьируется от 93,7 до 99,7 пункта.

Более высокие значения индекса характерны скорее для жителей крупных городов, за исключением Москвы. Сельское население демонстрирует более скептическое отношение к успехам в экономике. Положительные оценки реализации задач в экономике более характерны для Поволжья, Урала, Северо-Западного федерального округа, а также для Северного Кавказа.

Национальная безопасность страны связывается с переходом к контрактной армии

Практически все индикаторы блока задач «Национальная безопасность» (табл. 4) находятся в положительной зоне значений, и только реализация задачи перехода к профессиональной армии и военно-патриотического воспитания школьников отмечается на недостаточном уровне.

При этом важность компонентов индекса национальной безопасности (рис. 8) имеет другой вид (приведены три наиболее важных по степени убывания):

– обеспечение ВС современным вооружением и техникой – 76%;

– переход к профессиональной армии – 71%;

– поддержка оборонно-промышленного комплекса – 71%.

Можно отметить, что топовые рейтинги в данной таблице относятся к тем пунктам программы, которым в последние годы уделялось достаточно много внимания и политиками, и средствами массовой информации.

Демократия – это порядок, открытость и справедливость

События последних нескольких месяцев в политической жизни страны, рост социальной активности в крупных городах, в том числе выступления представителей так называемого креативного класса свидетельствуют о наличии в нашем обществе серьезного запроса на реформу политической системы и развитие демократии в стране.

Совершенно очевидно, что понимание направления, характера этих реформ и темпов развития демократии в стране может быть совершенно разным у различных политических сил и слоев общества.

Из предвыборных выступлений Путина, в частности из статьи «Демократия и качество государства», нами были выделены девять ключевых задач в сфере развития демократии и укрепления законности.

Первую тройку в этом списке по уровню важности занимают (рис. 9):

– поддержка честных и справедливых выборов на всех уровнях – 77%;

– реформа полиции и повышение личной безопасности граждан – 74%;

– изменение принципов работы госаппарата в сторону открытости и ответственности – 74%.

Как видим, значительная часть россиян хочет элементарного порядка, то есть честности, открытости и справедливости в том, что формирует и поддерживает наше государство: выборы, работа чиновников и правоохранительных структур. К сожалению, пока в общественном сознании крепко сплелись «чуровские» 146%, «жемчужный» прапорщик и откаты столоначальникам.

Однако, несмотря на повышенный общественный интерес к этим острым темам и сюжетам нашей российской действительности, общественное сознание фиксирует заметную пробуксовку в улучшении ситуации по этим ключевым направлениям. Только треть опрошенных (34%) заявила о выполнении задач по поддержке честных выборов и реформе полиции. По мнению респондентов, особенно отстает формирование открытости и ответственности работы госаппарата.

Рассчитанные по специальной методике индексы реализации стратегии развития страны подтверждают разнонаправленные тенденции в блоке задач по укреплению демократии и законности. При этом трудно ожидать иных оценок на фоне усилившейся в последнее время критики иерархов РПЦ и демонстрации властью поддержки Церкви как через публичное участие первых лиц в рождественских и пасхальных службах, так и через настойчивое судебное преследование «кощунниц», сплясавших на церковном амвоне.

Совершенно очевидно, что сокращение дистанции между правильными словами и реальными делами в реализации «открытости и ответственности госаппарата», внедрении «общественной экспертизы законопроектов и госпрограмм» выглядит в глазах рядовых россиян одной из самых актуальных стратегических задач нашей страны.

В целом по группе задач, направленных на развитие демократии и укрепление законности, интегральный индекс реализации (табл. 5) составляет 98,2. Это означает, что данная сфера пока находится в области совокупных негативных оценок населения России. Положительные значения индекса наблюдаются в крупных городах страны, а минимальное значение – среди жителей сельских районов. Максимальный индекс (99,8) зафиксирован в Приволжском федеральном округе, минимальный (96,5) – в Южном округе. Конечно, это не означает, что все жители Самарской области или Нижнего Новгорода живут в более демократичной и безопасной обстановке, чем краснодарцы или волгоградцы. Это скорее говорит о том, что у жителей Юга России неудовлетворенный запрос на открытость и ответственность госаппарата, на результативность реформы полиции выражен в большей степени, чем в остальных регионах страны.

Не допустить создание национальных анклавов

О важности укрепления межнациональных отношений в нашей многонациональной стране сказано и написано немало. Актуальность проблем в этой сфере понимает каждый житель страны не только на бытовом, но и на государственном уровне.

В статье Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» были сформулированы пять основных задач в этой важной сфере. Некоторые из них, например, повышение качества миграционной политики или укрепление судебной системы, а также тесная интеграция на постсоветском пространстве, на наш взгляд, носят универсальный характер и имеют также высокое значение для экономики, социальной сферы и внешней политики страны. Они вошли составной частью в соответствующие тематические блоки нашего анализа.

Из программных материалов нами были вычленены три ключевые задачи в сфере гармонизации и развития межнациональных отношений в России. По каждой из этих задач получены следующие оценки важности:

– недопущение создания в российских городах обособленных национальных анклавов со своими собственными законами – 69%;

– усиление ответственности за агрессивное или неуважительное поведение граждан разных национальностей и вероисповеданий в отношении друг друга – 68%;

– внедрение для мигрантов обязательного экзамена по русскому языку, истории России, русской литературе и основам российского законодательства – 54%.

Как видно из рисунка 10, наибольший разрыв между важностью и реализацией у задачи «внедрение для мигрантов обязательного экзамена...».

Все значения интегрального индекса по блоку задач в сфере межнациональных отношений находятся в негативной зоне.

Естественно, в различных регионах нашей страны отношение к перечисленным задачам существенно отличается. Например, доля оценивших важность задачи «недопущение создания национальных анклавов» максимальна на Урале и минимальна, что очень любопытно, на Дальнем Востоке. Тема «усиления ответственности за агрессивное и неуважительное поведение граждан разных национальностей…» наиболее актуальна для жителей Северного Кавказа и наименее важна для москвичей.

Идею введения специального экзамена по русскому языку для мигрантов в большей степени поддерживают в Северо-Западном округе и на Дальнем Востоке. Совершенно понятно, что значительно меньше ее сторонников на Северном Кавказе и в Южном ФО.

Это обстоятельство еще раз говорит о необходимости проводить взвешенную национальную и миграционную политику, учитывающую региональную специфику.

С чего начать?

Группировка блоков стратегических задач по сочетанию высоких и низких значений важности и степени реализации позволяет получить наглядную карту приоритетов действий по выполнению стратегии развития страны.

В первую очередь в повышении темпов реализации нуждаются сфера социальной политики. Результаты исследования дают основание утверждать, что, поэтапно повышая уровень средней заработной платы, сокращая очереди в детские сады и внедряя систему раннего выявления наркотической зависимости у школьников и студентов, органы власти на всех уровнях смогут существенно продвинуть в лучшую сторону положение дел в социальной сфере.

Неплохие заделы в области внешней политики и сферы национальной безопасности позволяют в настоящий момент переключить приоритеты с задач создания военной полиции и службы военных священнослужителей и на социальную сферу, экономику и укрепление межнациональных отношений.

Учитывая, что укрепление демократии и законности большинством россиян воспринимается как обеспечение порядка на выборах, реформирование полиции, а также открытость и ответственность чиновников, необходимо не только наращивание усилий по реализации мер в этой области, но также и разъяснение важности этого направления для эффективного развития страны.

Выводы

Оценки важности и степени реализации задач населением могут заметно отличаться от тем, которые зачастую становятся предметом горячих дискуссий в узком экспертном сообществе и появляются в заголовках прессы и обсуждаются в Интернете. Наиболее громко обсуждаемые проблемы зачастую имеют низкую важность для большинства россиян.

Массовое сознание на самом деле сосредоточено на реальных нуждах и повседневных заботах, которые, как видим, существенно влияют на социальное самочувствие. А усилия государственной машины и средств массовой информации зачастую нерационально расходуются на второстепенные или малозначимые для рядовых граждан вопросы.

Результаты данного исследования – это скорее фотография, скриншот общественного мнения на данный момент, но в то же время служит стартовой точкой для того, чтобы понимать, насколько успешно, по мнению наших граждан, будет реализовываться стратегическая программа развития страны.

Выявление и понимание разрыва между реальным положением дел и тем, как оно воспринимается гражданами, дает возможность концентрироваться на тех направлениях, которые дают максимальный импульс развитию нашей страны и положительно влияют на социальное самочувствие.

Таблица 1
Индексы реализации задач
Индекс в области национальной безопасности 101,2
Индекс в области внешней политики 102,6
Индекс в области демократии и законности 98,2
Индекс в области межнациональных отношений 93,6
Индекс в социальной сфере 97,4
Индекс в области экономики 98,7
Индекс в области образования и инноваций 98,6
Интегральный индекс 98,6


Таблица 2
Индексы реализации программы в области социальной политики
Поддержка благотворительности и социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций 99,5
Увеличение заработной платы врачей в 2 раза по сравнению со средней по региону 98,9
Проведение масштабной пенсионной реформы 98,3
Увеличение финансовой помощи многодетным семьям в регионах с отрицательной демографической ситуацией 98,1
Введение системы раннего выявления наркотической зависимости у школьников и студентов 97,9
Предоставление социального жилья для ветеранов и семей с наиболее низкими доходами 97,9
Внедрение налога на роскошь и деклараций госслужащих о крупных расходах 97,4
Повышение доступности ипотечных кредитов и снижение ставок по ипотеке до 6,5% 96,7
Обеспечение инвалидам равного доступа к жизненным благам и к достойной работе 96,7
Ликвидация очередей в детские сады 96,4
Увеличение средней продолжительности жизни населения на 4 года 96,4
Повышение уровня средней заработной платы в 1,6–1,7 раза 94,2


Таблица 3
Индексы реализации программы в области экономики
Выполнение программы комплексного развития Сибири и Дальнего Востока 100,8
Сокращение вмешательства государства в экономику и бизнес 100,2
Поддержка деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей 99,9
Изменение правоприменительной практики в отношении предпринимателей. Замена лишения свободы на другие виды наказания 99,7
Комфортность ведения бизнеса. Обеспечение притока инвестиций в российскую экономику 99,7
Развитие конкуренции и контрактной системы, открытость экономики 99,7
Решение транспортных проблем в крупных городах и мегаполисах 98,6
Внедрение практики общественного контроля госзакупок 97,7
Повышение производительности труда в 1,5–2 раза 97,4
Строительство и поддержание качественных дорог 96,9
Создание 25 млн. новых эффективных рабочих мест в несырьевых отраслях экономики 95,2


Таблица 4
Индексы реализации задач в области национальной безопасности
Обеспечение Вооруженных сил современным вооружением и техникой 103,6
Активное противодействие развертыванию европейской ПРО 102,4
Введение льгот военнослужащим для поступления в вузы 102,0
Поддержка оборонно-промышленного комплекса для создания новых вооружений и техники 102,0
Предоставление жилья всем бесквартирным военнослужащим 101,8
Создание и укрепление военной полиции 100,3
Создание системы военных священнослужителей 100,1
Переход к профессиональной армии. 85% личного состава должны составлять контрактники 99,9
Поддержка ДОСААФ по военно-патриотическому воспитанию школьников 99,1


Таблица 5
Индексы реализации задач в области развития демократии и укрепления законности
Усиление ответственности за нарушение правил организации митингов и демонстраций 101,4
Усиление взаимодействия государства и Церкви 100,6
Упрощение порядка регистрации политических партий и обеспечение их участия в политическом процессе 100,4
Поддержка свободы слова, независимых негосударственных СМИ 99,3
Развитие местного самоуправления на муниципальном уровне 98,2
Поддержка деятельности Открытого правительства для общественной экспертизы законопроектов и госпрограмм 97,2
Реформа полиции и повышение личной безопасности граждан 96,4
Поддержка честных и справедливых выборов на всех уровнях 96,1
Изменение принципов работы госаппарата в сторону открытости и ответственности 94,3


Таблица 6
Индексы реализации программы в области межнациональных отношений
Недопущение создания в российских городах обособленных национальных кварталов со своими собственными законами 94,4
Усиление ответственности за агрессивное или неуважительное поведение граждан разных национальностей и вероисповеданий в отношении друг друга 93,8
Внедрение для мигрантов обязательного экзамена по русскому языку, истории России, русской литературе и основам российского законодательства 92,6

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин: Таможенные сборы за первое полугодие 2024 года выросли на 500 млрд руб.

Путин: Таможенные сборы за первое полугодие 2024 года выросли на 500 млрд руб.

0
1157
Швеция решила передать Украине резервные электростанции

Швеция решила передать Украине резервные электростанции

0
893
Граждане стали сами себе девелоперами

Граждане стали сами себе девелоперами

Анастасия Башкатова

Семьям приходится возводить жилье своими силами

0
1671
Правительство предложило Госдуме отказаться от госпропаганды в законах

Правительство предложило Госдуме отказаться от госпропаганды в законах

Иван Родин

Традиционные российские духовно-нравственные и семейные ценности нормативно не определены

0
2036

Другие новости