В современных учебных заведениях республики уже не увидишь мальчиков в тюбетейках.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Татарская гимназия №16 появилась в Казани почти десять лет назад, на излете ельцинских свобод, самостоятельности татар и на гребне волны национального возрождения. Правда, гимназий у татар никогда не было, а с незапамятных времен при каждой мечети под руководством муллы существовали мектебе как начальные школы.
«Класса или отделений, а также определенных учебных программ в мектебе не было, – сообщает монография «Татары», изданная в 2001 году. – Преподавание велось с каждым учеником персонально по книгам, содержание которых состояло из догматов веры и нравоучительных рассказов, обычно из жизни святых пророков. Сроки обучения в мектебе также не определялись».
Основную массу учеников составляли мальчики от 8 до 14 лет. Девочки учились в доме муллы, у его жены. Приемы обучения, впрочем, здесь были те же, что и в мектебе, но запрещалось обучение письму. В городах и зажиточных деревнях мусульманская община открывала медресе (что-то вроде среднего учебного исламского заведения), где под руководством духовенства обучались шакирды в возрасте от 10 до 20 лет и где также не существовало ни учебных программ, ни сроков обучения.
Буйный расцвет татарской школы, науки, культуры, журналистики, книгоиздания приходится на последнюю четверть XIX века, когда умами прогрессивных татар завладел джадидизм (в переводе с арабского «новый метод» преподавания в мектебе и медресе), когда шакирдов стали учить светским наукам. Высшие казанские медресе очень скоро по уровню образования приблизились к Казанскому императорскому университету, куда доступ инородцам был заказан. А потом были революция, советская власть и десятки лет атеизма. Для татар годы коммунистического режима обернулись потерей родного языка. Поэтому директор татарской гимназии №16 Чингиз Латыпов большим успехом считает, что «татарский язык в гимназии преподается на таком хорошем уровне, что в гимназии звучит татарская речь, большинство детей общаются друг с другом на татарском языке».
Не все, конечно же, так как здесь учатся и дети от смешанных браков, скажем, папа грузин, а мама татарка, и дети-татары, чьи родители не знают родного языка, поэтому не могли научить своих чад родному языку даже на бытовом уровне. Эти гимназисты учат татарский как иностранный – английский или русский. Русский язык по количеству часов в расписании и, опять же, по уровню преподавания находится в равном положении с татарским и английским.
В гимназию №16, расположенную на окраине татарской столицы, детей отбирают с учетом их способностей, привозят на учебу со всего города. В очень просторном здании гимназии с великолепными холлами, актовым и спортивными залами учатся всего около шестисот детей. Наполняемость в классах до двадцати учащихся. А в целом на каждого педагога приходится по статистике не более 12 детей. Есть и другая статистика: здесь нет ни одного ученика, который бы стоял на учете в детской комнате милиции.
Мальчиков в тюбетейках не увидишь, но девочки в хиджабах есть. «Здесь все верующие, потому что неверующих людей не бывает, – рассказывает Альфия Латыпова, научный руководитель проекта «Татарская гимназия». – Многие учителя соблюдают посты, держат Уразу, но комнаты для совершения намаза в гимназии не будет никогда. Это светское учебное заведение, а для намазов есть мечеть в пяти минутах ходьбы по свежему воздуху».
Как говорит Латыпова, «отличие нашей гимназии от общеобразовательной школы в том, что главная наша цель – вырастить татарского интеллигента. На это нацелен преподавательский коллектив, на это работают руководители театральной студии «Нур». Кстати, выпускники гимназии уже работают на профессиональной сцене. Есть в учебном заведении и театр моды «Алтынчеч», где юные манекенщицы не только демонстрируют национальную одежду, но и изучают историю татарского костюма. А музыкой занимается с ребятами собиратель татарских народных песен, автор учебников музыки для татарских школ. Работают спортивные секции. Преподаватель обществоведения сейчас занимается созданием в гимназии музея.
В общем, каждый ученик чем-то увлечен и каждый постоянно находится в поле зрения педагога». Если вдуматься, эта же система, только ее упрощенный вариант, использовалась и в мектебе при мечети с незапамятных времен.
Казань