0
1990
Газета Non-fiction Интернет-версия

08.10.2009 00:00:00

И даже в области балета

Тэги: менделеев, блок, судьба, сцена


менделеев, блок, судьба, сцена

Юлия Галанина. Любовь Дмитриевна Блок. Судьба и сцена. – М.: Прогресс-Плеяда, 2009. – 432 с.

«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно...» Под этими строками из знаменитой статьи «Литературные мечтания» критика Виссариона Белинского с полным правом могла бы подписаться героиня этой книги – жена поэта Александра Блока Любовь Дмитриевна Блок, урожденная Менделеева (1881–1939).

Гены отца Дмитрия Ивановича Менделеева, личности яркой и независимой, помешали ей довольствоваться скромным положением «жены при муже», пусть и гениальном. «Ее жизненный путь во многом определялся поисками своего призвания и предназначения. Таким делом для нее стал театр. Сцена занимала в жизни Любови Дмитриевны значительное место и не в меньшей степени, чем брак с Блоком, играла решающую роль в ее взаимоотношениях с окружающим миром», – пишет искусствовед и филолог, один из создателей и научный сотрудник музея Александра Блока в Петербурге Юлия Галанина. Книга Галаниной стала первой монографией, посвященной не только Любови Дмитриевне – Музе, но Любови Дмитриевне – актрисе. Правда, снискать громкой славы на подмостках ей так и не удалось: несмотря на наличие актерского дарования, которое признавали многие ее современники, Менделеева-Блок, как она сама признавалась, «щедро разбрасывала себя». Круг ее интересов действительно был необычайно широк – киносъемки и участие в театральных экспериментах Всеволода Мейерхольда, психология и психоанализ, переводы и редактура, музыка и история балета (ее работы на эту тему собраны в книгу «Классический танец. История и современность»)┘ Но все-таки главным ее увлечением стал театр – начиная с домашних спектаклей в менделеевской подмосковной усадьбе Боблове, где юная Люба играла то шекспировскую Офелию, то грибоедовскую Софью, то Снегурочку из пьесы Александра Островского, а ее партнером по сцене был Александр Блок┘


Прекрасная Дама в глазах поэта была разной...
А.А.Блок. "Саша и Люба делают великосветский визит". Иллюстрация из книги

Впрочем, фотография Любы-Офелии с распущенными волосами известна многим в отличие от дальнейшего ее пути на сцене – нелегкого, драматического, который подробно, но деликатно, с привлечением малоизвестных рукописных и иллюстративных материалов (в том числе рисунков Блока) описан Юлией Галаниной. Автором книги даже составлена хронологическая таблица театральных постановок с участием Любови Блок. Порой случались «странные сближенья» сцены и жизни: так, в 1908 году Мейерхольд поставил «Электру» Гуго фон Гофмансталя, в которой заглавную героиню играла Наталья Волохова, а Менделеевой-Блок досталась роль ее матери, царицы Клитемнестры. «Античный сюжет спектакля Мейерхольда – противостояние двух царственных женщин┘ напоминал о┘ реальных отношениях Любови Дмитриевны с Волоховой и Блоком». Зимой 1906–1907 годов Наталья Николаевна стала адресатом блоковского цикла «Снежная маска»: «И вновь, сверкнув из чаши винной,/ Ты поселила в сердце страх/ Своей улыбкою невинной/ В тяжелозмейных волосах.// Я опрокинут в темных струях/ И вновь вдыхаю, не любя,/ Забытый сон о поцелуях,/ О снежных вьюгах вкруг тебя┘» И сама Менделеева-Блок тоже обращалась к сопернице в стихах:

VENUS AD COMETAM

Зачем в наш светлый строй

ты ворвалась, комета?

Зачем случайный путь

мой верный круг пресек?

Я – Солнца спутница,

я – отраженье света.

Бросает тень зачем

мне твой неверный бег?

В тени, в смятеньи я;

где Феб мой златокудрый?

Где свет его очей –

палящие лучи?

Его скрываешь ты,

и хвост твой изумрудный

Смел, затенил меня

и потерял в ночи┘

На миг всевластная, ты,

знаю я, случайна,

И в бездны новые

твой путь тебя стремит.

Наш светлый строй хранит

законов древних тайна.

Сияй, предвечный круг,

страданием омыт.

Да, большого поэта, как и актрисы, из Любови Дмитриевны не получилось, и она осталась в истории благодаря единственной, не театральной, роли Прекрасной Дамы, уготованной ей поэтом. И все же и ее «судьба┘ ярко демонстрирует, как не только в биографиях великих художников, но и в жизни их спутников отражался общий трагический путь людей начала ХХ века, преданно служивших искусству, стремившихся изменить мир, создававших Искусство и горевших его пламенем».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
858
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2495
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1460
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1814

Другие новости