Древо индуизма. Под редакцией И.П. Глушковой. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999, 559 с., илл. Серия "Культура народов Востока".
Именно в отсутствие русскоязычных научных описаний индуизма как системы и как отдельных звеньев множатся неверные или предвзятые, но пользующиеся рыночным спросом взгляды в отношении религиозного мира индусов┘
И.П. Глушкова,
"Введение"
ВПЕРВЫЕ на русском языке появилось научное издание, посвященное феномену индуизма, представляющее собой нечто большее, чем этнографические очерки. Прежде любой, кто хотел познакомиться с историей, теорией и практикой религии индусов, должен был обращаться к доступным в отечественных библиотеках изданиям на европейских языках (которых, кстати, немало), а читающим лишь на нашем родном языке приходилось довольствоваться продуктами неоиндуистского экспорта, которые хотя и превосходили по информативности отечественный ликбез, однако отражали узкосектантскую идеализированную схему индуистской истории и идеологии, основанную не столько на самой индусской традиции, сколько на попытках решения проблем взаимоотношения индуизма с внешним (неиндийским) миром. В еще более искаженном виде индуизм представал в работах православных писателей, таких как Серафим Роуз, Александр Мень и Андрей Кураев, которые относились к нему весьма критически. Эти авторы, имея крайне смутное представление о данном феномене, передергивая факты и не обременяя себя какой-либо логической аргументацией, показали в результате пример безосновательного охаивания*.
Общим свойством вышеупомянутых разновидностей русскоязычных публикаций об индуизме является их ориентация практически исключительно на традицию касты брахманов, составляющую лишь малую часть духовного комплекса Индии, и почти полное игнорирование религиозной жизни социальных низов. Настоящее же издание является сборником статей, авторы которых воспринимают индуизм во всем его многообразии и "всепронизываемости". Можно также сказать, что в этой книге главная религия Индии подверглась своеобразной реабилитации в том смысле, что она здесь определяется не только "апофатически", как это чаще всего делалось прежде (то есть как "религия Индии, но не буддизм, не джайнизм, не ислам и т.д."), но и через некоторые положительные признаки (определяемые по-разному разными учеными как источники индуизма). Многие исследователи понимают индуизм скорее не как религию, а как совокупность отдельных религий. Действительно, разница между бенгальским кришнаизмом и кашмирским шиваизмом столь велика, что они, пожалуй, более отличаются друг от друга, чем христианство и ислам. В случае принятия подобного подхода каждая из составляющих должна изучаться по соответствующим религиоведческим топикам - история, вероучение, философия, ритуал, как это делается применительно, например, к буддизму. Однако на сегодняшний день степень изученности структурообразующих элементов последнего несравненно выше, чем соответствующих элементов различных индуистских направлений.
Большой удачей составителей сборника является включение в него статей двух крупнейших немецких специалистов по индуизму - Г.-Д. Зонтхаймера и Г. фон Штитенкрона. Первый, посвятивший многие годы своей жизни полевым исследованиям в Махараштре, выделяет пять основных элементов, сформировавших индуизм: культура брахманов, теория и практика аскетизма, племенные верования, локальные культы и традиция бхакти (почитание личного бога на эмоционально-чувственном уровне). Эти пять элементов, имеющих до некоторой степени независимое друг от друга происхождение, со временем пересеклись и стали влиять друг на друга, смешиваясь в разных пропорциях и формируя отдельные традиции. Статья фон Штитенкрона посвящена определению термина "индуизм". Ученый настаивает на том, что индуизм является совокупностью самостоятельных религий приблизительно так же, как современный термин "авраамические религии" обозначает совокупность иудаизма, христианства и ислама. Через исследование эволюции термина "индуизм" на протяжении столетий он приходит к выводу, что лишь к концу XIX века это слово стало пониматься столь широко, как оно употребляется ныне, то есть включая в себя и все индийские религиозные традиции (но не буддизм, джайнизм и т.д.), и все этапы развития этих традиций (включая ведизм и брахманизм). Основными "архитекторами" этого широкого понимания термина стали неоиндуистские реформаторы XIX и XX веков.
Помимо двух вышеупомянутых статей сборник содержит очерки региональных традиций Индии: тамильской (А.Дубянский), маратхской (И.Глушкова), орисской (Г.Кулке) и непальской (А.Ледков). Первая глава книги посвящена ранним этапам формирования индуизма, вторая - некоторым феноменам этой религии, а заключительная - современным попыткам ее интерпретации. Завершают издание библиография и несколько тематических разделов указателей. Необходимо также упомянуть хорошо подобранные цветные иллюстрации, которыми оно снабжено.
Книгу можно рассматривать как знаковую и важную для изучающих индуизм и как весьма познавательную для увлекающихся индийской цивилизацией.