0
2095
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

18.01.2008 00:00:00

Две реки, один берег

Тэги: выставка, ван гог, модерн, сезанн


выставка, ван гог, модерн, сезанн Поль Гоген. Фаа Ихейхе (Подготовка к празднику), 1898. Лондон. Тейт-Британия.
Фото: каталог выставки

Диалог между странами и городами искусству не менее важен, чем разговор между художником и критиком/зрителем. «Москва–Париж», «Москва–Берлин», «Париж–Нью-Йорк» – далеко не единственные сюжеты в истории взаимоотношений мировых метрополий. Еще одно доказательство представила австрийская галерея Бельведер. В рамках выставки «Вена–Париж. Ван Гог, Сезанн и австрийский модерн. 1880–1960» здесь собрали две с половиной сотни работ французских и австрийских художников и скульпторов из многих европейских музеев и частных собраний. Выставка выходит за рамки объявленной хронологии, захватывая и творчество живущих поныне авторов, таких как Мария Лассниг.

Истоки тоже связаны не с расцветом импрессионизма, но с его предшественниками – барбизонская школа и прежде всего Гюстав Курбе, поразивший арт-мир своим Павильоном реализма на Всемирной выставке 1855 года, потрясли и австрийских художников. Дальше – больше. Основатели венского Сецессиона – Густав Климт, Карл Моль и Йозеф Хофман регулярно показывали в Вене новых французских авторов, таких как Гоген, Ван Гог и Сезанн (не зря и каталог открывается статьей о выставках как «моторе продвижения» модернистских идей). На берега Дуная после 1901 года привозили полотна пуантилистов и дивизионистов – от Синьяка и Сера до Тео ван Риссельберга. Если не впрямую, то уж опосредованно, созданием контекеса, они влияли на многих – и на Климта, и на Герстля, и на менее известную сегодня, но чуткую к веяниям эпохи Брончу Коллер-Пинель. Что уж говорить о поездках в сам Париж, бывших обязательными в системе художественного образованипя эпохи? К концу XIX столетия можно было манкировать Римом, необязательной выглядела Греция, но Большие бульвары и Елисейские Поля миновать не получалось. Некоторые художники и вовсе переселялись на берега Сены, так что запечатленных австрийцами видов парижских домов, Тюильри и канала Сен-Дени, не говоря уже о пейзажах французской провинции, в Бельведере хватает.

Часто в залах, и уж всегда в каталоге, близкие по стилю работы французов и австрийцев размещены рядом. Издалека даже не очень порой понятно, откуда автор (зато художественное первенство чаще на стороне галлов). А некоторые и вовсе присутствуют сразу в нескольких разделах, как Хелен Функе. Она и импрессионистка, и фовистка, близка то Дюфи, то раннему Браку, то Вламинку┘ Иные параллели настолько впечатляют, что порой хочется говорить об единой школе, так близки вангоговский «Ресторан «Сирена» в Аньере» (1887, музей Орсэ) и «В саду Тюильри» Теодора Херменаа (1888, Бельведер), «Натюрморт с луком» Сезанна (1896–1898, Орсэ) и «Натюрморт с суповой миской» Херберта Бекля (1924, частное собрание). Сезанн оказывается едва ли не главным героем выставки, так велико его вторжение в ХХ век, где и кубисты, и сюрреалисты, и Серж Поляков, не говоря уж об астрийских авторах – от Хундертвассера до Арнульфа Райнера. Хотя развеска в Оранжерее более плотная, чем в Нижнем Бельведере, в разделах, посвященных импрессионистам, но воздуха, духа свободы, почему-то больше. Открытие абстрактного оказалось столь энергически емким процессом, что и сегодня эти танцы формы и цвета отдают первозданной радостью дикаря. Впрочем, дикаря в высшей степени окультуренного. Не случайно куратор пишет об абстракционизме как европейском эсперанто. Разница лишь в том, что язык искусства нельзя назвать мертворожденным. Язык не повернется.

Вена–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
607
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
839
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
791
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
686

Другие новости