0
9606
Газета Персона Печатная версия

11.10.2023 20:30:00

Табу – это давление общественной морали

Недавно умерший Даниил Чкония считал, что талант и невежество несочетаемы

Юрий Татаренко

Об авторе: Даниил Соломонович Чкония 1946–2023) – поэт, прозаик, переводчик, критик. Родился в Порт-Артуре (ныне Люйшунь). Учился на филологическом факультете Бердянского педагогического института, Донецкого и Тбилисского университетов, окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Работал консультантом правления Союза писателей СССР по грузинской литературе, старшим редактором Литературной консультации СП СССР, старшим редактором редакции поэзии народов СССР издательства «Советский писатель». В 1994–1995 годах – консультант аппарата Комитета Госдумы России по образованию, науке и культуре. С 1996 года жил в Кёльне (Германия). В Германии был членом редколлегии журнала «Родная речь», много лет вел рубрику «Литературный Рейн» журнала «Партнер», с 2005 года был главным редактором (соредактором) журнала «Зарубежные записки». С 2013 года был заместителем главного редактора, ведущим раздела зарубежной русской поэзии журнала «Эмигрантская лира». Перевел более 20 книг поэтов и прозаиков Грузии и Северного Кавказа. Автор 11 книг стихов и малой прозы. Специальный диплом «За вклад в развитие и сбережение традиций русской культуры за пределами Российской Федерации» оргкомитета Русской премии (2011). Лауреат Премии В. Сирина (Набокова) (2015), Русской премии в номинации «Поэзия» (2-е место) за книгу стихов «Стихия и Пловец» (2016).

Тэги: переводы, критика, поэзия, германия, кельн, эмигрантская лира, мандельштам, цветаева. день победы, грузия, кавказ, жзл, евгений евтушенко, борис слуцкий, рим, израиль


переводы, критика, поэзия, германия, кельн, «эмигрантская лира», мандельштам, цветаева. день победы, грузия, кавказ, жзл, евгений евтушенко, борис слуцкий, рим, израиль Любивший жизнь во всех ее проявлениях. Фото из личного архива Даниила Чконии

В конце сентября ушел в иной мир Даниил Чкония, деятельность которого на ниве поэзии, перевода, литературной критики, редактуры и участия во всевозможных литературных конкурсах трудно переоценить. Незадолго до этого поэт ответил на вопросы нашего корреспондента. С Даниилом ЧКОНИЕЙ побеседовал Юрий ТАТАРЕНКО.

– Даниил Соломонович, давайте начнем с самой сути. Ощущаете ли вы такую субстанцию, как «предстихи»? Из чего она состоит?

– Это ощущение некоторого напряжения, ритма, мелькание отдельных строк, еще не получившее осознанной мысли…

– Что помогает вам «домолчаться до стихов»?

– Чтение, так или иначе связанное с литературой, историей, искусством, культурой, и сама жизнь как таковая.

– Когда стихи написаны, что происходит сразу после этого?

– Чувство эмоционального выброса, состояния «ай да Пушкин», которого хватает на один-другой день. А потом трезвый взгляд, реальная оценка того, что получилось. Если впечатление некоторой удачи сохраняется, даю стихам время отлежаться.

– Давно ли ваш читательский интерес переходил в читательский восторг?

– Да это происходит постоянно, когда читаю стихи многих авторов в их книгах, журналах, соцсетях.

– Что такое ваша территория комфорта?

– Не могу сказать определенно. Когда думается и пишется, есть потребность в герметичном одиночестве, но ненадолго – я урбанист, испытываю необходимость активного общения и не радуюсь одиночеству.

– Бывало ли у вас такое – познакомились с автором и захотелось прочесть все его тексты?

– Да, конечно! Подобные открытия происходили всегда.

– Как различаете хорошие стихи и не очень? А хорошие и великолепные?

– Хорошие стихи вызывают эмоциональный отклик, на уровне исполнения – уважение к автору: случается так, что большого волнения не испытал, но «крепкость» профессионализма оцениваешь высоко – это тоже «хорошие» стихи. «Не очень» – это когда множество огрехов бросается в глаза, когда проявлены искусственная заданность и механика написания. «Великолепные», как вы их назвали, это – поэзия, катарсис, острота впечатления. Понимание того, что стихотворение написано на вдохновении. Как бы банально ни звучало это.

– Поэзия – это метафоры, неологизмы, авторская интонация. А что еще?

– Еще это звук, музыка стиха, это непредсказуемость, нечаянность движения поэтической мысли.

– От чего свободен свободный стих? Роль верлибра в вашей жизни?

– В первую очередь, очевидно, что он свободен от рифмы. Бывает – и от размера. Но у него есть свой ритм. Я не могу объяснить действия этого механизма, но те немногочисленные верлибры, которые у меня есть, не задумывались как свободный стих. Возникали первые две-три строки, и почему-то дальше стихотворение двигалось по логике свободного стиха и развивалось таким до конца.

– По наблюдению поэта Максима Замшева, вербальное вытесняется визуальным. Как часто с этим сталкиваетесь?

– Я не очень склонен к теоретизированию, мне не кажется, что это не «новый процесс», перевес одного над другим в разные периоды никогда не пытался анализировать…

– Почему современные поэты не ставят перед собой задачу «глаголом жечь сердца людей»? Это слишком трудно?

– Думаю, что это связано с подозрением, будто повествовательная стихотворная речь идет от холодного умствования, от рассудочного стихописания, а в таком случае – от «фельетонности», от журнализма, от сюжетности, от дидактизма, от любительского простодушия. Повод к такому подозрению дают серые стихи, стихи, представляющие собой бойко зарифмованную прозу, пересказ событий. Отсюда, мне кажется, стремление некоторых современных поэтов расширить свободное пространство поэзии, ее эмоциональное выражение и восприятие. Стихи-настроения, импрессионность и музыкальность, пусть несколько неосмысленная, но яркая образность получают большее доверие к искренности их написания. Это на самом деле не значит, что сюжетно-повествовательная, философская, публицистическая стихотворная речь лишена поэзии. Тут дело в мастерстве и одаренности. Образцов хватает.

– С чем связано отсутствие новых архетипов в поэзии – со времен Дяди Степы?

– Не задумывался. Возможно, мы не улавливаем возникновения новых архетипов в поэзии, если специально не исследуем этот вопрос. Возможно, они уже гуляют в нашем сознании. А мы их не выловили, оставаясь в бессознательном.

– Что относите к системе табу в литературе – и искусстве в целом?

– На мой взгляд, табу – это давление общественной морали. Не всегда справедливое. Чаще всего идет речь об обсценной лексике. Вспомним анекдот о реакции работяги, которому на ногу уронил молоток его коллега: «Ты не прав, Вася!» Мы смеемся, понимая, что Вася удостоился оценки другими словами. И в жизни этими словами пользуемся. Экспрессивная речь. Вопрос в уместности, в воздействии на сознание читателя. Вопрос и в искусственном нагнетании приема. У меня есть свой опыт. В одном стихотворении я употребил матерное слово. Не буду приводить цитату. Поверьте мне. Оно стояло, как гвоздь в стене. И в двух книжках стихов так и было напечатано. И вдруг кто-то из издательских начальников в момент подготовки к изданию новой книжки (всё в том же издательстве) настоятельно потребовал использовать вместо букв звездочки. Люди, читавшие эти стихи, никогда не испытывали внутреннего протеста. При чтении на аудиторию убеждался в здоровой веселой реакции слушателей. А вот многие из тех, кто читал стихи в варианте со звездочками, задавали мне вопрос: так ли необходимо было использовать это слово? Да еще предлагали один и тот же вариант замены. Слово, органично жившее в стихотворении, при замене нескольких букв на значок привлекало к себе внимание, работало не на поэтическую мысль, а на отвлечение от этой мысли! Так что каждый раз должно рассматривать это в конкретном контексте.

– Идеальное стихохранилище – интернет или библиотека?

– Конечно же, уйти от привычной книги, от оформления, от комфортного чтения нелегко. Интернет дает возможность быстро обращаться к нужным текстам, дает возможность компактного размещения огромным объемам литературы. Но нашему поколению смириться с этим нелегко. Особенно теперь, когда воздействие технического и научного прогресса сулит нам омерзительно-тотальный контроль над нашим сознанием и мощным воздействием на него, становится дорогой платой за радость сетевого общения с людьми и удобством получения информации.

– Сейчас популярна серия «ЖЗЛ». Чья биография вам интересна для своего исследования?

– Да немало имен. Рад, что умельцы писать книги для этой серии обратили внимание на Фазиля Искандера. Но ведь не только люди литературы и искусства интересны. Так что я не берусь давать советы и рекомендации. А вот сотрудничество с одним из авторов, в последнее время интересно работающего в этой серии, своего друга – поэта, прозаика, критика, исследователя литературы – Илью Фаликова, редакции порекомендовал. Его книги о Марине Цветаевой, о Борисе Слуцком, о Евгении Евтушенко, о Борисе Рыжем впечатляют.

– Что можете простить талантливым коллегам – пьянство, лень, невежество, эгоизм?

– Ну, житейская лень литераторская часто оборачивается серьезным творческим результатом. Пьянство – дело дурное. Но многим хорошим людям свойственное. Я не ханжа, не моралист: воспитывать других не берусь. Эгоизм талантливого человека порой представляет собой защиту своей творческой индивидуальности. Не сужу. Невежество и талант? Я такого сочетания не предполагаю.

– В списке авторитетов современного общества поэтам отводится «…надцатое» место. Как относитесь к этому?

– С грустью. Поэты часто на интуитивном уровне улавливают какие-то векторы в судьбах людских намного раньше философов, ученых. Проникая в самое сокровенное в человеке. Отказ от поэзии, наблюдаемый сегодня в значительной части человеческого сообщества, незаметно для самих этих людей лишает их той эмоциональной сферы восприятия жизни, без которой они обедняют себя на пути от Хомо сапиенс к Человеку!

– Вопрос про успех – как он выбирает, к кому прийти?

– Смотря что считать успехом. Рекордные тиражи и гонорары? Асадов. Признание коллег по цеху и серьезного читателя поэзии при жизни? Посмертное признание властей, спекулирующих на использовании имени поэта? Стихи Цветаевой и Мандельштама, прочитанные в праздничном концерте в честь Дня Победы? Кощунство! Житейские радости? Не знаю. Все-таки есть какая-то здоровая составляющая успеха. Но сам успех может быть случайным, неожиданным. Генерируемым критиками. И вполне заслуженным. А не уступающий дарованием другой стихотворец может быть несправедливо незамеченным.

– Мы все переболели коронавирусом. А какая зараза страшнее – вирусы наживы, равнодушия, бездарности?

– Риторический вопрос – все три явления разом!

– Что больше всего любите?

– Жизнь во всех ее проявлениях. Человеческую дружбу. Общение. Максимально возможные свободу и независимость. Мирное сосуществование народов и государств.

– В одном из интервью, отвечая на вопрос о любимых авторах, вы сказали: «Я всеядный. Но мне это жить не мешает». А что мешает вам жить? И где граница между всеядностью и разбросанностью в предпочтениях?

– Жить мешает подлая власть, отсутствие личностного начала в человеке, стадное мышление. Что касается всеядности (речь ведь в том интервью, о котором, если не ошибаюсь, шла именно о поэзии), в моем понимании – это нормальное восприятие разных поэтических школ, тенденций, приемов. Принцип вечный: было бы талантливо сказано. Я бы это не назвал разбросанностью.

– Вопрос члену жюри поэтического фестиваля «Эмигрантская лира» – как меняются темы и сюжеты стихов, присылаемых на конкурс? Открывает ли «Эмигрантская лира» новые имена?

– Мне кажется, тут нет правила. Новые участники иногда неумело или стандартно ведут свою стихотворную речь, но в основном они отсеиваются на предварительном этапе, который мне неизвестен, – я вхожу в финальное жюри. А на этом заключительном знакомстве совершаются открытия – для себя в первую очередь. Я председательствовал несколько лет в жюри поэтического конкурса «Ветер странствий» в Риме – конкурса для молодых русских поэтов зарубежья. Я не буду называть никого, боясь кого-то не упомянуть. Они знают, что конкурс был их открытием для членов жюри, а потом случились их первые публикации в журнале «Эмигрантская лира», где я веду раздел зарубежной русской поэзии. Дважды председательствовал на фестивале «Дорога к Храму» в Израиле. Опять же были открытия для себя и для журнала. Так же, как и фестиваль «Ганноверская весна», где я председательствовал в прошлом году, на котором открыл для себя и журнала несколько имен. А в «Эмигрантской лире» у нас была рубрика «Дебют», тоже открывшая немало имен для широкого читателя. Сейчас от этой рубрики мы отказались. Хорошо в России, где столько всяческих семинаров для молодых авторов, находить интересных дебютантов! Но мы не можем знать о молодом авторе, живущем где-либо в экзотической, с точки зрения русской поэзии, стране. Мы о них можем услышать только после каких-то публикаций. А это уже не наше открытие. Другой разговор – увидеть интересного новичка в другом журнале: поддержать его нашей публикацией мы можем.

– Лучший способ монетизации литспособностей – это...?

– Мне такой способ неизвестен. Знаю о попытках чтения текстов в сопровождении музыкальной группы, актерского участия в концерте поэта. Видимо, есть удачные примеры, хотя и риск того, что это тексты из разряда масскультуры, присутствует. Наверно, концертирующие авторы-барды могут реализовать оплату своих выступлений. Об авторах песенных текстов я не говорю. Это другой мир со своими талантами и своими халтурщиками. Мир богатых людей. Иными словами, большинство пишущих стихи в привычном понимании этого слова остается в стороне от темы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Михаил Сергеев

Высокий уровень совместительства врачей снижает доступность и качество медпомощи в РФ

0
2831
Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Олег Никифоров

Бывший немецкий дипломат и разведчик пока не видит потенциала развития позитивных контактов между нашими странами

0
1917
Вызывает наземный контроль

Вызывает наземный контроль

Вера Бройде

Абсолютно правдивый дневник путешествующих по Мексике и Техасу

0
1223
Горит и кружится планета

Горит и кружится планета

Александр Балтин

Военная поэзия и проза от Виктора Некрасова и Юрия Нагибина до Евгения Носова и Василя Быкова

0
612

Другие новости