0
3404
Газета Поэзия Интернет-версия

17.10.2013 00:01:00

Шива и шина

Тэги: лаврентьев, основное, поэзия


лаврентьев, основное, поэзия

Максим Лаврентьев. Основное. 

– М.: Литературная Россия, 2013. – 224 с.


Поэзия подобна Вселенной. Сначала она растет, стремительно расширяясь. Пишущий жадно пускает в расход все: собственные биографию и географию; классическое искусство, предлагающее набор готовых образов и настроений; искусство современников, вызывающее горячее желание поспорить, попятить, бескорыстно восхититься (у кого как). Потом вселенная начинает сжиматься: материал выбраковывается, сеет поэт через мелкое сито опыта свою судьбу, оставляя только крупное, основное. То, без чего не обойтись. То, с чем и в пир, и в мир можно выйти и не прогадать.

Книга Максима Лаврентьева «Основное», недавно выпущенная энтузиастами из газеты «Литературная Россия» (тираж 1000 экземпляров, по нынешним временам для поэтической книжки – не самый маленький), – как раз иллюстрация такого подхода к поэзии. В ней, как в космической капсуле «Вояджера», посланной за пределы Солнечной системы, собрано все самое для поэта дорогое и важное: стихи за последние семь-восемь лет, маленькие поэмы, свод статей, посвященных теме эсхатологии в творчестве русских поэтов «Поэзия и смерть», а завершает книгу подборка удивительно живых, ироничных интервью.

«Основное» – не первая, но, пожалуй, самая представительная книга поэта. Если вы до этого никогда не читали Лаврентьева, сможете сразу все наверстать, прочтя только ее. Разумеется, «Основное» понравится не всем, любящим в поэзии «модное»: у Лаврентьева нет показной искренности Верочки Полозковой, эротического надрыва Дмитрия Воденникова, грубоватого водевиля Андрея Родионова, жеманной хитрости Веры Павловой и филологической агонии Данилы Давыдова. Нет ностальгического камлания Тимура Кибирова и сводящего скулы классицизма Алексея Цветкова и Олега Чухонцева. Лаврентьев в душной тесноте современных направлений, школ и просто дружеских поэтических компаний стоит отдельно и одиноко. Похожий только на самого себя и от того раздражающий привыкших к более простым поэтическим стратегиям современности: не «фармазон» ли?

Между Богом и сквером.  	Исаак Левитан. На бульваре. Государственный литературный музей
Между Богом и сквером. Исаак Левитан.
На бульваре.
Государственный литературный музей

О чем написано «Основное»? О Москве – родном для автора городе, в котором он родился и вырос, в котором живет до сих пор. О праве следовать призванию поэта, выторгованном у жизни ценой многих проб, лишений и ошибок. О боге, один из ликов которого с легким сарказмом размещен на переплете: Шива танцует внутри шины (рифма, как видите, возникает уже на обложке) с надписью «Godhead. All season» (где Godhead – вместо бренда Goodyear).

Наконец, «Основное» – о самих принципах поэзии, как их понимает Лаврентьев. Из книги вычитывается своеобразный кодекс чести современного поэта, который я рискну составить из цитат: «Гореть в аду, корпеть в поту –/ все это надобно поэту,/ чтоб никогда не быть по ту,/ а, как ни глянь, всегда по эту./ По эту сторону любви,/ ее гласящего закона/ о том, что все миры – твои/ и все, что здесь, – тебе знакомо…» (из «маленькой» поэмы «Стена» 2011 года).

Или вот еще о роли поэта: «Со своей любовницей-весной/ выхожу гулять под небом серым –/ неизвестный маленький связной/ между Богом и вот этим сквером».

И еще одна цитата: «Все, чего ты боишься, брат,/ можно смело в расчет не брать./ Если хочешь, давай обсудим./ Но один безусловный пункт:/ должен сердцем ты выбрать Путь,/ многим кажущийся абсурдным…»

От такого наивного, но захватывающего дух максимализма (ну какой поэт сегодня, скажите, станет «корпеть в поту» ради пары удачных строк?) Лаврентьева, признаюсь, в первый раз становится не по себе. Как можно в век торжествующего сарказма и имитаций, в век «Доктора Хауса» «сердцем выбрать Путь» или мнить себя «связным между Богом» и всем остальным миром? В каком колодце сидит Максим Лаврентьев, чтобы из него так хорошо и четко видеть бога и слышать его диктанты?

Перечитывая стихи поэта, начинаешь, однако, потихоньку понимать, что наивность в данном случае – обманчива, и Лаврентьев не так прост, как кажется.

Однажды Андрей Битов сказал мне: «Деточка, пока все на школьном завтраке тянутся за булочкой, возьми мандарин, он точно будет твой». Так и в случае Лаврентьева: пока его современники наперебой реализуют причудливые поэтические стратегии, чтобы эпоха их заметила (кто-то, например, становится геем, кто-то – священником, – чего только не сделаешь ради самопиара), автор «Основного» движется классическим путем, окольным и тихим: он просто пишет. Не заискивая перед сильными мира сего (у Лаврентьева нет и – при таком отношении к литтусовке это, кажется, предмет его бравады, – не будет ни одной громкой поэтической премии), не подстраиваясь под конъюнктуру и по-прежнему понимая поэзию в очень древнем, местами даже архаичном смысле, наделяя ее силой заклинания (ведь когда-то, очень давно, судя по мифам и легендам, поэзия могла даже останавливать кровь у раненного в бою!). И получается интересный феномен: на фоне кучи «особенного» «основное» выделяется, становится заметным, оно начинает раздражать и вызывать зависть (зайдите на страничку Лаврентьева в Facebook, вы сами все сразу поймете).

Значит, Лаврентьев взял-таки свой мандарин. И оказался прав.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1255
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3323
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1886
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2193

Другие новости