0
1515
Газета Поэзия Печатная версия

24.01.2019 00:01:00

Изысканные столкновения

Впечатление поймано в сеть пространственного восприятия

Тэги: поэзия, лирика, любовь, море, тоска, свечи


поэзия, лирика, любовь, море, тоска, свечи Конечно, это не форель, но на чешуе этой жестяной рыбы можно прочитать многое. Фото Андрея Щербака-Жукова

Книга – объект значительно более высокой сложности, чем россыпь стихотворений. Поэтическая книга – композиционный ряд, который выстраивается поэтом на основе его внутренних приоритетов и того тайного знания о своих стихах, которое есть только его достояние. В постановке стихотворения там или здесь может сыграть роль даже его размер, зрительная масса. Крайне важно, чтобы стихи были собраны в книгу.

В книге предстает поэт деликатный, негромкий, несуетливый, верный своей стезе и относящийся к поэзии, как к вере, – проникаясь ею глубоко, сокровенно, потаенно. Стихи Натальи Аришиной ненавязчиво учат. Автор не позволяет себе усомниться в знаниях читателя и не дает комментариев. Почетно, приятно, но требует от читателя серьезного интеллектуального труда.

Надежду оставляла на потом,

жила, с погодой споря.

Ровесница плывет

                за Флегетон,

а я сижу у моря.

 

Легко прошли высокие валы.

Всему готова смена.

Волна уже задела край скалы.

В ногах мальки и пена.

Стихотворением «Край скалы» открывается книга. Ступенчатый рисунок строк намеренно рисует крутизну и уступчатость скалы. Взгляд непринужденно переходит от выпуклого морского горизонта к серебристому мальку, играющему у босой ступни. Все планы картины использованы соразмерно, изображение обострено, впечатление поймано в сеть пространственного восприятия.

…Как темная вода –

                утробная тоска

вздымается в пылу

                перерожденья.

Заблудшая душа белей,

                чем облака,

не научилась жить,

                не хочет утешенья.

Уникальная особенность автора – дар соединять противоположные масштабы видения. На их изысканном столкновении строится композиция почти всякой темы, очерчивается образ. Взгляд охватывает просторы морей и материков, легко улавливая их упругие внутренние стержни, основы их существа, а потом без усилий перемещается и сосредотачивается на стежках шитья или каплях дождя, хлебных крошках в ладони, открывая в них не меньшую содержательность. Только истинный художник способен насладиться деталью, ощутить ее форму, фактуру, оценить ее значение для общего плана, увидеть, на каком этапе удаления деталь исчезает и утрачивает значение для целого. Несмотря на то что стихотворения, как правило, недлинные, в них размещается простор жизни, неба, моря. Но в первую очередь всегда и везде – море.

…Свет маяка освещает

                округу неровно.

Звезды над молом мерцают

                в четыре свечи.

Эти любовники все еще

                бродят бездомно

вместе с гитарой,

                терзающей душу в ночи.

2-14-13_t.jpg
Наталья Аришина.
Форель для милого.
Новая книга стихов
2014–2017. – М.: Кругъ,
2018. – 112 с.
Всеми возможными художественными средствами поэт продлевает свой взгляд, как можно дальше забрасывая его упругую удочку, со страстью освоения высоты натягивая его, как струну воздушного змея. И чем громаднее цель, к которой устремлен взгляд, тем большее пространство охвачено взглядом, если он видит цель как точку, стремящуюся к исчезновению. В этом порыве – исконное желание свободы и покоя. Иметь возможность побыть одному. Иметь возможность издалека видеть всё.

Здесь попомнишь, что можно

                смотреть свысока,

все проливы видеть как

                на ладони,

у корыта, разбитого

                наверняка,

угадать спасение от погони

за разгульным временем…

Размышления над стихами своими других поэтов оборачиваются вниманием к атрибутам искусства, к отношениям с листом бумаги, блокнотом, тетрадью, карандашом, лампой или лучом, падающим на лист.

...Можжевеловый куст

                задохнулся в распадке,

дозревает кизил вдалеке

                от жилья.

На размокших страницах

                последней тетрадки

неразборчива лучшая

                строчка моя.

В стихах Натальи Аришиной всё обретает точность, законченность и, что крайне важно, всё очерчено чувством меры. Слова несут в себе восхищение, радость, покой, грусть, горе, благодарность, понимание – множество оттенков чувств разной силы, но всегда вызываемых по законам искусства и в границах искусства. Безмерно и ничем не ограничено только пространство.                


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я лампу гашу на столе

Я лампу гашу на столе

Нина Краснова

К 75-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
842
Попугай

Попугай

Евгения Симакова

Рассказ про исполнение желаний

0
262
Одинокий звездный путь

Одинокий звездный путь

Дана Курская

Виктор Слипенчук в образах своих героев находит общую мировую душу

0
253
А она верила в чудеса

А она верила в чудеса

Александр Балтин

Пестрота женского слова: от Елены Гуро до Татьяны Бек

0
813

Другие новости