0
1422
Газета Политика Интернет-версия

02.07.2003 00:00:00

Балканский гордиев узел

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - итальянский журналист и политолог.

Тэги: Балканы, Папа, визит, Босния, Хорватия


Сотая и сто первая поездки Папы Римского Иоанна Павла II, несомненно, были самыми трудными и мучительными. И не столько из-за плохого самочувствия Понтифика, сколько из-за того, что ему пришлось побывать в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Именно в этих республиках бывшей Югославии помимо недавних военных конфликтов издавна бытует межрелигиозная ненависть, приводящая к периодическим кровопролитным стычкам между католиками, православными и мусульманами.

Начнем с поездки в Боснию и Герцеговину. 22 июня Иоанн Павел II прибыл в столицу Сербской Республики город Баня Луку. Формальным поводом поездки послужила беатификация католика мирянина Ивана Мерца, родившегося в этом городе в 1896 г. и скончавшегося в 1928-м. Примечательно, что сама его канонизация никакой особой полемики не вызвала. Дело в том, что визит Папы в Баня Луку оживил воспоминания об ужасах 90-х годов прошлого столетия. Тогда город был центром ожесточенных боев между сербами, хорватами и мусульманами, во время которых были совершены все мыслимые и немыслимые преступления против человечности.

По словам католического епископа Баня Луки Франьо Комарица, во время межэтнического конфликта в бывшей Югославии в Боснии и Герцеговине православными сербами и мусульманами были разрушены около 200 католических церквей, убиты тысячи людей, из страны изгнаны 450 тыс. хорватов. Что касается православных, то они довольно сдержанно отнеслись к визиту Папы, ведь и у них тоже своя боль: это и взорванные монастыри, и множество разрушенных храмов, и десятки тысяч беженцев. Именно поэтому контакты Иоанна Павла II с православными иерархами были скорее случайными. Фактически они ограничились беседой с епископом Баня Луки Ефремом во время встречи с членами Межрелигиозного совета Боснии и Герцеговины, поскольку глава Сербской Православной Церкви Патриарх Павел отказался встретиться с Понтификом.

Безусловно, Иоанн Павел II вполне осознавал всю сложность ситуации. Во время литургии в монастыре Святой Троицы в Петричеваце под Баня Лукой он, назвав город "замученным страданием и кровью", признал вину "сынов Католической Церкви" за "прегрешения, совершенные против людей, их достоинства и свободы". Римский Первосвященник воззвал к "Всемогущему Богу", чтобы Тот вселил в верующих "стремление к взаимному прощению". Его слова были положительно оценены тремя членами президентского совета Боснии и Герцеговины: сербом Бориславом Паравацем, хорватом Драганом Човичем и босняком (мусульманином) Сулейманом Тихичем.

И тем не менее, по словам представителя Сербской Православной Церкви, литургия в Петричеваце - это не что иное, как "провокация". Дело в том, что во время Второй мировой войны, когда в Хорватии (тогда включавшей и часть Боснии) правил фашистский режим усташей Анте Павелича, этот город стал свидетелем страшных событий. Именно в то время в монастыре Святой Троицы подвизался монах-францисканец Томислав Филипович, ярый сторонник усташей и их политики насильственного "обращения" православных сербов в католицизм.

Согласно некоторым свидетельствам, этот монах в феврале 1942 г. участвовал в побоище сербов, учиненном усташами в поселках Дракулич, Мотике и Шаргович, где были убиты 2730 человек. После этого ему присвоили кличку "фра Сатана" ("брат Сатана"), и лишь в апреле того же года орден францисканцев исключил его из своих рядов. Впоследствии Филипович под именем Мирослава Майсторовича стал начальником усташского лагеря Ясеновац, в котором погибли десятки тысяч сербов, евреев и цыган наряду с хорватскими антифашистами. "Только в обстановке подлинного примирения, - сказал Папа в Петричеваце, - память о стольких невинных жертвах и их мученичестве не будет напрасной".

В такой весьма неоднозначной обстановке канонизация Ивана Мерца для Иоанна Павла II явилась знаком примирения и экуменизма. Этот человек был благочестивым католиком, жил практически как аскет и, когда тяжело заболел, посвятил свои страдания Христу. Мерц получил прекрасное европейское образование, учился в Париже, Вене и Загребе. Он основал молодежную организацию "Хрватски Орловски Савез" ("Союз хорватских орлов"), члены которого обязывались жить по строгим христианским принципам.

Балканы - противоречивый регион, где вспышки ненависти в истории чередуются с порывами любви и примирения. Сотая поездка Иоанна Павла II в Хорватию, состоявшаяся с 6 по 9 июня, по своей атмосфере несколько отличалась от боснийской. Во время нее Папа, объехав стороной Загреб, город, связанный не с лучшими воспоминаниями в католическо-православных отношениях, посетил провинциальный городок Дьяково в Славонии. Здесь в католическом соборе он молился над гробницей епископа Йосипа Юрая Штросмайера, долгое время (до своей смерти в 1905 г.) возглавлявшего местную римско-католическую епархию. Штросмайер был сторонником культурно-политического единства южнославянских народов, поборником диалога и сближения между католиками и православными, не только сербскими, но и русскими. На Первом Ватиканском соборе в 1870 году он выступил против предложенного Пием IX догмата о непогрешимости Папы, опасаясь, что этот догмат затруднит диалог с православием.

Иоанн Павел II ездил на Балканы и раньше. Например, в 1998 г. он посетил Сараево и Загреб, где прошла канонизация Алоизие Степинаца - фигуры неоднозначной. Степинац был Загребским архиепископом именно в период "Независимого Государства Хорватия" ("Независна Држава Хрватска", НДХ), созданного в 1941 г. на развалинах королевской Югославии при поддержке Муссолини и Гитлера. Основатель этого "государства", так называемый "поглавник" ("вождь") Анте Павелич совершил против сербов, евреев и цыган преступления, от которых содрогались даже эсэсовцы. Он проводил на Балканах кампанию насильственного обращения православных в католицизм, устраивая массовое истребление тех, кто этому противился.

Сначала глава Католической Церкви дипломатично приветствовал основание НДХ, назвав ее в пастырском послании как "наиболее значительное событие в жизни хорватского народа, среди которого мы действуем как глашатаи слова Христова". Впоследствии Степинац с сожалением признавал, что, когда началась кампания по насильственному "обращению" православных сербов, в ней участвовали и католические клирики. В послании католическому духовенству он напомнил, что "обращения", состоявшиеся под угрозой жизни и благополучия людей, недействительны. Он писал: "Роль и задача христиан заключаются прежде всего в спасении человека. Когда нынешние дикие и безумные времена пройдут, останутся в нашей Церкви только те, кто обратился по собственному убеждению, между тем как другие вернутся в свою веру". Поэтому он рекомендовал выдавать православным и евреям, если они об этом попросят, фиктивные справки о крещении, понимая это как "ложь во спасение", направленную на сохранение их жизни в чрезвычайной ситуации. Степинац распорядился о том, чтобы епархиальные архиереи уведомляли его об эпизодах насилия над православными. Сохранилось письмо мостарского епископа Алоизие Мишча, сообщавшего, что усташи "из Мостара и Чаплины погрузили в шесть железнодорожных вагонов матерей с детьми меньше восьми лет, довезли до станции Сурманцы, где их высадили и заживо погребли в глубоком рву", а "в приходе Клепча были убиты шестьсот православных из окружающих деревень". Степинац передал эти свидетельства Павеличу, но подобные разоблачения ни к чему не привели.

Имеются документальные свидетельства, что загребский архиепископ старался по мере сил предотвратить депортацию хорватских евреев в концентрационные лагеря. В нескольких случаях он проявил самостоятельную инициативу, когда в 1943 г. приютил в епархиальном здании в Брезовице под Загребом 60 евреев, спасая их от депортации в Германию. Тем не менее некоторые обозреватели отмечают, что хорватская католическая печать в целом поддерживала режим Анте Павелича, а слишком слабый протест Степинаца, по их мнению, не смог изменить ситуацию: преследования и побоища продолжались до падения НДХ, когда фашистский режим сменила не менее кровавая власть титовских коммунистов.

Степинац был арестован после войны и отдан под суд по обвинению в коллаборационизме с нацистами и пособничестве усташскому режиму. 11 октября 1946 г. его приговорили к 16 годам исправительно-трудовых лагерей строгого режима. Пять лет он провел в тюрьме Лепоглавы, а в 1951 г. Тито сменил меру наказания на ссылку в село Красич, где он и умер 10 февраля 1960 г. В январе 1953 г. Папа Пий XII произвел его в кардиналы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
592
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
407
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
617
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
771

Другие новости