0
1307
Газета Политика Интернет-версия

15.03.2006 00:00:00

Африканское дежа вю

Тэги: всц, кобиа, эритрея, эрц, антоний i


На IX Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Порту-Алегри было обнародовано письмо эритрейской общины в Великобритании генсеку ВСЦ Сэмюэлю Кобиа. В нем утверждается, что глава Эритрейской Церкви (ЭрЦ) Патриарх Антоний I был «незаконно низложен» подконтрольным правительству страны Синодом. В настоящее время он находится под домашним арестом, лишенный контактов с внешним миром и медицинской помощи.

ВСЦ предлагается вмешаться в эту ситуацию и обратиться к правительству Эритреи. Аналогичные письма были отправлены Папе Римскому Бенедикту XVI, главе Коптской Церкви Папе Шенуде III, генсеку ООН Кофи Аннану.

Официальной реакции на это письмо пока не последовало, но информация о конфликте вокруг Патриарха Антония I впервые прозвучала на столь высоком международном уровне. Сама история с низложением главы ЭрЦ отнюдь не нова. Еще в августе 2005 г. она стала центральной для оппозиционных эритрейских СМИ (в частности, интернет-сайта Asmarino.com), базирующихся преимущественно в США.

По версии оппозиционных СМИ, ссылающихся на текст постановления Священного Синода ЭрЦ, 18 августа 2005 г. Синод под председательством уполномоченного представителя правительства страны по делам религий Йофтахе Диметроса «отстранил Антония I от управления Церковью», сохранив за ним лишь «церемониальные функции».

В январе 2006 г. Патриарх был официально уведомлен о собственном низложении и в ответном письме Синоду отказался признавать его решение легитимным. По словам главы ЭрЦ, решение Синода противоречит каноническому праву Церкви, согласно которому низложение Патриарха возможно лишь в случае совершения последним тяжкого греха, впадения в ересь или сумасшествия.

Обвинения, выдвинутые против Патриарха Антония на заседании Синода, в свою очередь, напрямую касались его политической позиции и деятельности. В частности, причинами для обвинений стали отказ главы ЭрЦ отлучить от Церкви членов обновленческого движения «Медхане Алем», запрещенного правительством, критика властей и обращение к президенту страны с требованием выпустить на свободу трех опальных православных священников.

Все это подтверждает политический характер низложения Патриарха, хотя министр информации Эритреи Али Абду Ахмед в интервью агентству «Франс-пресс» заявил, что правительство не имеет отношения к решению Синода. В свою очередь, дипломатические источники в Эритрее еще в августе сообщили «Би-би-си», что Антоний I был смещен после «консультаций представителей Синода с членами правительства». Более того, на «политический след» в низложении главы ЭрЦ указывает и назначение мирянина Йофтахе Диметроса Управляющим Церковью, что, по словам самого Антония I, полностью противоречит каноническому праву и является «незаконным» и «неприемлемым».

Антоний I и эритрейская диаспора, выражающая лояльность низложенному Патриарху, полагают, что именно Диметрос играет роль «кукловода» в отношениях с членами Синода. Именно ему якобы принадлежит как инициатива смещения Антония I, так и инициатива избрания нового главы Церкви. Оппозиционные СМИ и эритрейская диаспора называют августовский Синод «путчем».

Полной ясности по вопросу об избрании нового Патриарха на данный момент нет. По сообщениям ряда информационных агентств (в том числе Би-би-си), новым главой Церкви 25 августа 2005 г. был избран глава епархии Сераэ, епископ Диоскор. В свою очередь, по данным организации «Всемирная христианская солидарность», Йофтахе Диметрос с целью избрания главы Церкви созвал Синод лишь 20 января текущего года. Антоний I в своем обращении к Синоду призывает его «не посвящать» нового Патриарха, а епископа Диоскора – «воздерживаться от своих действий». По всей видимости, «преемник» Антония I уже назван, но еще не посвящен.

Совершенно очевидно, что именно оппозиционные СМИ выигрывают информационную войну в ситуации с низложением главы ЭрЦ. Причина не только в активности или пассивности официальных информационных источников. В докладах организации «Международная амнистия» и Госдепа США за Эритреей прочно закрепилась репутация одной из основных стран – нарушительниц прав верующих. Кроме того, версия низложения Антония I, предлагаемая оппозиционными СМИ, находит достаточно очевидные параллели в современной истории Республики Эфиопия, частью которой до 1993 г. являлась Эритрея.

В 1976 г. коммунистическое правительство Эфиопии, пришедшее к власти после свержения монархии в 1974 г., приняло решение о низложении и последующем аресте главы Эфиопской Церкви (ЭфЦ) Патриарха Феофила I. Формальной причиной послужило посвящение пятерых епископов без согласия властей. В то же время представители коммунистической партии «Дерг» подозревали Феофила I в сотрудничестве с монархическим движением «Эфиопский Демократический союз», ответственным за ряд антиправительственных мятежей на севере и западе страны.

Именно правительство инициировало избрание Священным Синодом ЭфЦ Патриарха Текле Хайманота, монаха-отшельника, не имевшего никаких связей с монархией и под давлением властей посвятившего 14 новых епископов. Ни посвящение нового Патриарха, ни посвящение новых епископов не были признаны законными главой другой Церкви Востока – коптским Папой Шенудой III. Официальные контакты между Церквами были прерваны вплоть до 1991 г. В то же время при полностью обновленной структуре Церкви Текле Хайманот не оказался «марионеточным Патриархом». Он, в частности, отказывался признавать легитимной деятельность назначенного правительством Управляющего Церковью.

После падения коммунистического режима в 1991 г. преемник Текле Хайманота – Патриарх Меркурий был обвинен в сотрудничестве с «Дергом» и ушел на покой. Новым главой ЭфЦ стал Патриарх Павел I, один из епископов, посвященных Патриархом Феофилом I. Примечательно, что нового главу ЭфЦ также обвиняют в политической ангажированности и сотрудничестве с «Эфиопским народным революционным демократическим фронтом» (ЭНРДФ), партией, которая де-факто начиная с 1991 г. единолично управляет страной.

Эритрея – фактически монопартийное государство, в котором вся полнота власти принадлежит «Народному фронту освобождения Эритреи» (НФОЭ). Совершенно очевидно, что при такой политической конъюнктуре власть достаточно настороженно относится к любым объединениям. Религия продолжает играть весомую роль в эритрейском обществе, и именно религиозные организации в отсутствии реальных политических конкурентов НФОЭ могут стать ядром оппозиции.

В ситуации с такими «новыми» религиозными движениями, как пятидесятничество или «Свидетели Иеговы», правительство активно использует проверенное средство: отказ в регистрации и запрет на деятельность в стране. Запреты также возможны в отношении обновленческих движений внутри ЭрЦ (таких, как «Медхане Алем»), но никак не в отношении самой ЭрЦ, к которой принадлежит половина населения страны.

Совершенно понятно, что партия, монополизирующая власть в стране, будет стремиться к лояльности таких организаций. «Эфиопский» вариант с назначением Управляющих, низложением Патриарха и установлением контроля над Синодом – крайнее, но довольно эффективное средство в деле снискания такой лояльности.

Безусловно, возможное посвящение «лояльного» правительству Эритреи Патриарха будет способствовать маргинализации ЭрЦ. Павел I и Папа Шенуда III едва ли признают нового главу этой Церкви. Однако если партия «Дерг» в своей политике опиралась на создание новой церковной иерархии, то в нынешней ситуации в Эритрее речь идет о сотрудничестве правительства с епископами, посвященными самим Антонием I и его предшественниками. Если предположить, что Антоний I отлучит всех епископов от Церкви, то изоляция не позволит ему создать альтернативную иерархию.

На сегодняшний день ни один из иерархов ЭрЦ не высказался против низложения Патриарха. Фактическая оппозиция – это священники диаспоры, например, Совет священников епархии ЭрЦ в Северной Америке. Бескомпромиссность представителей диаспоры может привести к расколу внутри Церкви. Однако очевидно, что и епископы ЭрЦ были вынуждены принять очень нелегкое решение. Политическое положение православных в Эритрее таково, что Церковь вынуждена идти на компромиссы с властью, даже если эти компромиссы даются ценой нарушения канонического права. И изменить эту ситуацию едва ли смогут санкции международных организаций или резолюции ВСЦ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В отношениях с городским электоратом думские партии делятся на две группы

0
1037
Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Анастасия Башкатова

Все больше предприятий сейчас планируют снижать объемы выпуска продукции

0
1400
Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

0
669
Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Екатерина Трифонова

Моральный ущерб от незаконного уголовного преследования придется доказывать в суде

0
987

Другие новости