0
902
Газета Политика Интернет-версия

18.02.2000 00:00:00

В новый век - с обновленным законодательством

Константин Титов

Об авторе: Константин Алексеевич Титов - губернатор Самарской области, председатель комитета Совета Федерации РФ по бюджету, налоговой политике, финансовому и таможенному регулированию, банковской деятельности.


СЕГОДНЯ в России, несмотря на принятие Бюджетного кодекса, бюджетные отношения только на федеральном уровне регулируются посредством более десятка федеральных законов, множеством указов президента и огромным числом подзаконных актов. Такая же картина - и в области налогового, банковского, валютного, таможенного законодательства. Но главная проблема не в количестве нормативных актов, а в том, что они не увязаны в единую систему. И, что особенно важно, не пронизаны единой идеей развития финансовых отношений, ориентированной на решение задач социального и экономического развития.

Справедливости ради нужно признать, что для решения текущих задач в законодательство постоянно вносятся отдельные изменения и дополнения. Однако при этом далеко не всегда просчитываются негативные последствия для экономики в целом, которые могут появиться уже в недалеком будущем в результате непродуманного, скоропалительного латания дыр в бюджетном и налоговом законодательстве. Это превращает его в силу, разрушающую единство экономического, правового и политического пространства государства.

Правительство фактически монополизировало сферу бюджетного процесса на федеральном уровне, в результате чего ежегодная процедура утверждения закона о бюджете превратилась во многом в ритуальное действо. Бесконтрольность и возможность произвола, выгодных, безусловно, для исполнительной власти, стали, на мой взгляд, одними из причин бюджетного кризиса в России.

Однако главной задачей нормализации законодательного процесса в финансовой сфере сегодня является как раз не принятие новых законодательных актов, а систематизация и координация действующих. При этом существующая система правового обеспечения процессов управления финансово-экономическим развитием России должна совершенствоваться по нескольким направлениям.

Это, во-первых, систематизация и координация действующего федерального и регионального законодательства с целью правового обеспечения программ восстановления и развития финансово-экономического потенциала России. Во-вторых, очень важно привести бюджетное и налоговое законодательство в соответствие с Гражданским кодексом и Конституцией, а также дальнейшее развитие принципов бюджетного федерализма. В-третьих, определить меру ответственности всех участников бюджетного процесса за соблюдением законодательных норм.

К числу приоритетов я также отнес бы переход от принципа централизации полномочий к координации усилий, расширение прав территорий в области внешнеэкономической деятельности и ее либерализация, разработка единой государственной системы гибких социальных и финансово-экономических нормативов, обслуживающих бюджет и, наконец, определение позиций налогового трансферта.

Все это должно найти отражение в процессе внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс, принятие которого должно стать одной из основных и первостепенных задач нового состава Государственной Думы.

Несмотря на постоянную работу по совершенствованию налогового законодательства, проблема создания стабильной и эффективной налоговой системы остается по-прежнему актуальной. Для успешного осуществления налоговой реформы необходимо, в частности, скоординировать работу палат Федерального собрания по созданию более совершенной налоговой системы.

Что в первую очередь надо предпринять в этой сфере? Каковы должны быть приоритеты?

На мой взгляд, в специальной части Налогового кодекса необходимо предусмотреть прежде всего уменьшение налогового бремени, в частности, за счет снижения ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства. Исключить из-под налогообложения ту часть доходов физических лиц, которые идут, к примеру, на оплату обучения детей, лечение и т.п.

Следует также упорядочить налоговые льготы и определить приоритеты для их предоставления. В том числе учесть, к примеру, законодательные инициативы членов Совета Федерации об освобождении от налога на добавленную стоимость работ по строительству жилых домов, ведущихся за счет финансовых средств государственных и частных инвесторов, а также освобождении от платы за землю учреждений социального обслуживания, содержащихся за счет частных инвесторов. Государственные - эти льготы уже имеют, таким образом мы выполним одно из ключевых положений Конституции РФ, где говорится о равноправии всех форм собственности. Кроме того, это будет способствовать притоку частных инвестиций, о котором мы сегодня так много говорим и в котором так остро нуждаемся.

Изменения и дополнения необходимо внести и в первую часть Налогового кодекса. Это касается, в частности, расширения перечня региональных и местных налогов и сборов, в том числе за счет отнесения некоторых федеральных налогов к числу региональных, что, на мой взгляд, необходимо для создания надежной налоговой базы для формирования местных бюджетов. Кроме того, региональным властям надо предоставить право устанавливать дополнительные льготы по регулируемым федеральным налогам и сборам, а правительство, наоборот, лишить права устанавливать ставки по всем видам федеральных налогов, отдав это право законодателю.

Следует также усилить меру ответственности банков, не выполняющих поручения налогоплательщиков о перечислении в бюджет сумм налогов и сборов, и расширить полномочия налоговых органов для усиления налогового контроля.

Исходя из этого, необходимо соответствующим образом организовать и непосредственно законотворческую работу: создать рабочие группы для разработки концептуальных положений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство и направить их в субъекты Федерации, а затем обсудить на парламентских слушаниях.

Таким образом, рассмотреть и принять федеральные законы о налогах можно будет не позднее второго полугодия 2000 года, что позволит с 2001 года жить по полноценному Налоговому кодексу.

Aвгустовский финансовый кризис и его последствия показали несовершенство существующего банковского законодательства. В первую очередь это касается Федеральных законов "О Центральном банке" и "О банках и банковской деятельности". Что нового необходимо предусмотреть в процессе их доработки?

Прежде всего - положение о том, что Банк России должен участвовать в управлении государственным долгом и иметь право на получение кредитов МВФ. Трудно объяснить, почему сегодня западные кредиты получает правительство, а не ЦБ. Это же нонсенс!

При этом ЦБ обязан привести рычаги воздействия на поддержание национальной валюты в соответствие с реалиями экономики. А Национальный банковский совет, в свою очередь, должен иметь статус, позволяющий ему реально воздействовать на кредитно-денежную политику, проводимую Банком России.

Что касается регулирования деятельности кредитных организаций, то здесь необходимо принять закон о страховании вкладов, о деятельности коммерческих банков, определив их особый статус, круг задач и функции. В то же время бюджет не должен быть источником финансирования реструктуризации кредитных организаций. Налогоплательщики не обязаны нести ответственность за банковские просчеты и риски. И это должно быть четко законодательно закреплено.

Практика применения Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" - основного документа, регулирующего в нашей стране валютную сферу, - выявила в нем не только противоречивость, но и наличие большого числа "белых пятен". Продолжающийся нелегальный вывоз капитала из России, огромное число правонарушений в сфере валютных операций, нестабильность валютного курса рубля особо ставят вопрос о совершенствовании валютного законодательства.

Хочу повторить: в новом законе и здесь нет надобности. Нужна просто его новая редакция. В ней, на мой взгляд, следует не только уточнить многие понятия, такие, как, например, "валютные ценности или "текущие валютные операции", но и определить наконец, сколько нам необходимо, скажем, органов валютного контроля, кто они и каковы их функции. Более четко надо изложить права и обязанности кредитных организаций, ужесточить систему валютного контроля за поступлениями и платежами в иностранной валюте при расчетах с нерезидентами. В существенной переработке нуждаются и нормы об ответственности за нарушение валютного законодательства.

В прошлом году Государственная Дума в первом чтении приняла новую редакцию Таможенного кодекса. Однако в силу сложности регулируемых проблем эта редакция не бесспорна. Законопроект нуждался в серьезной редакционной и юридической доработке, которую нельзя откладывать в долгий ящик. Ведь действующие законодательные акты не охватывают весь спектр отношений, а главное - не отражают многих новых реалий российской экономической жизни. Поэтому внесение изменений и дополнений в таможенное законодательство уже в нынешнем году также должно считаться приоритетным направлением в законотворческой работе.

А в новый век мы должны войти если не с новым, то с серьезно и качественно обновленным финансовым законодательством.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Анастасия Башкатова

Чтобы купить квартиру, семьи вынуждены брать кредит уже более чем на 22 года

0
428
Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Михаил Сергеев

Госкомпании РФ получат финансирование через продажу акций на триллион рублей

0
466
ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

0
286
Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

0
313

Другие новости