0
739
Газета Политика Интернет-версия

23.10.2001 00:00:00

Путин учится дипломатии у Булгакова

Тэги: путин, дипломатия, шанхай, саммит


НИКОГДА ни у кого ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас, - именно эта булгаковская формула стала жизненным принципом российской дипломатии после 11 августа. То, что официальная Москва намерена учиться благородству у классика, в очередной раз было продемонстрировано на Шанхайском саммите - особенно во время двусторонней встречи Владимира Путина с Джорджем Бушем.

Впрочем, союз с Западом, который Россия "узаконила" в Шанхае перед лицом Востока, продиктован не только и не столько благородными мотивами. В основе прозападных настроений официальной Москвы лежат две вещи: чистый прагматизм и трезвая оценка нынешних политических и экономических возможностей России, не считая удобства момента. Грубо говоря, после 11 августа Кремлю пришлось выбирать из двух зол: оставаться России наедине с талибской угрозой близ южных ее рубежей или же "взять в компанию" Соединенные Штаты; отказаться ли от "имперских амбиций", атрибутами которых, в частности, были военные базы во Вьетнаме и на Кубе, продолжая тратить порядка 200 млн. долл. на их содержание в год, или же пустить эти деньги на внутренние нужды да еще при этом доказать Западу, что Москва готова "расстаться с тяжким советским наследием".

Это расставание продолжалось и на встрече Путина и Буша. По крайней мере главным итогом контактов последних месяцев американский президент видит то, что диалог двух стран перестал быть бюрократической формальностью, уступив место предметному разговору. Предмет этого диалога, по Бушу, - Договор по ПРО, "работа" антитеррористической коалиции, "выращивание" нового класса бизнесменов, поднимающих экономическое сотрудничество. (Кстати, в итоговой декларации саммита АТЭС приветствуются усилия России на пути ее вступления в ВТО.) Основа же, как говорили в былые времена, для потепления российско-американских отношений - совместная борьба с терроризмом, и пока больше ничего. Собственно, особо нового на встрече не произошло. Но источники в российской делегации этого и не прогнозировали. Если уж российско-американским отношениям и суждены сенсации, то произойдут они, конечно, во время путинского визита в США в ноябре.

Пока же со второй частью булгаковской формулы - сами придут и сами все дадут - дела обстоят не лучшим образом. Просить-то Россия ничего не просит, но насколько четко формулирует то, что ей нужно, пока сказать трудно. В российской власти достаточно сильны опасения, что любые требования могут быть восприняты американцами как плата за присоединение России к антитеррористической коалиции. Этого в Кремле очень не хотят, рассуждая, видимо, что уж если мы стали партнерами, то США должны обо всем догадаться сами. Сообразительность американской стороны, конечно, улучшается. Но и легкие намеки на то, что в случае чего Вашингтон может и по-старому разговаривать с Россией, во время итоговой пресс-конференции Путина и Буша все-таки прозвучали. Во-первых, до нее случилась легкая интрига с информационной утечкой через CNN о том, что Буш должен был объявить на встрече с Путиным об одностороннем выходе США из Договора по ПРО. Ее дезавуировал сам Буш, сказав, что, хотя он считает договор устаревшим и даже опасным, таких слов на встрече он не произносил. Однако еще полгода назад США заявили, что в 2002 году собираются проводить некие военные испытания, которые явно не вписываются в рамки Договора по ПРО. 2001 год на исходе, но, по Путину, Россия не поменяла своих позиций, считая Договор по ПРО важным элементом мировой стабильности. Во-вторых, Буш попытался "расчесать" тему свободы слова в России, бросив странную фразу, что Москва и Вашингтон "будут совместно развивать свободные СМИ" в нашей стране. Правда, надо отдать должное, Чечню американцы на сей раз не трогали, хотя ясно, что она остается у них "в резерве".

Еще один вопрос из разряда "сами все дадут" - послевоенное устройство Афганистана. И здесь, видимо, без "благородства", но уже с американской стороны, не обойдется. Тем более что объединение Владимира Путина с Западом отнюдь не означает разрыва с Востоком. Он договорился с главой КНР - одним из самых влиятельных государств в регионе - выступать с совместной позицией. В итоговом заявлении Шанхайского саммита по терроризму говорится о создании правительства в послевоенном Афганистане на основе широкой коалиции всех сил республики. Президент же Раббани не так давно высказывался резко против включения в послевоенное правительство так называемых умеренных талибов. И, видимо, для того чтобы разъяснить точку зрения мирового сообщества, Путин и отправился после саммита в Душанбе на переговоры с Раббани.

Политические хитросплетения двусторонних встреч фактически "утопили" главную составляющую саммита - экономику. Каждый уважающий себя глава государства говорил с участниками АТЭС сначала о терроризме, потом о новой экономике в свете борьбы с экстремизмом и только потом добавлял "отвлеченной" конкретики: приверженность либерализации, несмотря на общий экономический спад, а кое-где и кризисы, введение международных стандартов, укрепление законодательных баз. "Подчиненность экономики режиму военного времени" чувствовалась и в выступлении Джорджа Буша, который начал с того, что "интернационализировал" проблему терроризма, перечислив все страны, потерявшие своих соотечественников во время терактов в Нью-Йорке.

Появилось и чисто политическое (чего раньше никогда не было) заявление стран - участниц АТЭС: по борьбе с терроризмом. Никакого "скорейшего окончания антитеррористической операции", как того хотели некоторые страны, в документе не содержится. Американцам удалось переубедить, что эта фраза - лишняя. Роль же ООН, которая и создавалась в свое время именно для этих целей, прописана в заявлении как ведущая. И это могло бы считаться чистой формальностью, если бы не совместное заявление на ту же тему Путина и Буша, где особо подчеркивается роль Совбеза ООН - а это уже что-то новое. В эту структуру входят всего пять стран: Россия, Китай, США, Франция и Великобритания. И критика некоторых российских экспертов в адрес Путина как раз и сводилась к тому, что он не настоял на проведении американского решения об операции в Афганистане через Совбез ООН - это позволило бы России отчасти "умыть руки". Но, как окончательно выяснилось на саммите, Москва этого делать не собирается.

Шанхай-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
958
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1186
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
570
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
394

Другие новости