Вчера в Совете Федерации комитет по конституционному законодательству провел круглый стол на тему "Прокуратура как институт государственной власти", посвященный проблемам реформирования прокуратуры. По странному совпадению, круглый стол состоялся как раз перед обсуждением в Совфеде нового Уголовно-процессуального кодекса, который существенно видоизменяет полномочия прокуратуры. Правда, один из членов комитета, Станислав Вавилов, заверил "НГ", что на прохождение кодекса через сенат высказанные прокурорскими работниками позиции не повлияют и УПК будет принят вовремя.
В малом зале верхней палаты яблоку некуда было упасть от обилия синих прокурорских мундиров. Соответственно и настроения выступающих были почти единообразны: все ораторы были за реформу, но постепенную, с учетом исторической специфики этого института как "ока государева". При этом в прокуратуре реформу явно понимают как средство расширения собственных полномочий, вплоть до внесения в Конституцию соответствующих изменений через новые федеральные конституционные законы. В центре внимания дискуссии оказался вопрос о полномочиях: хотя основной функцией прокуратуры теперь уже твердо считается поддержание обвинения в суде, в ведомстве Устинова продолжают бороться за сохранение надзора за законодательством (соответствие законов Конституции) и исполнением законов.
Оппонентов оказалось всего двое - яростно напавший на присутствующих адвокат Генри Резник и осторожно-корректный судья Конституционного суда Борис Эбзеев. Позабыв о своем прокурорском прошлом, Резник обозвал прокуратуру "дубинкой для расправы с конкурентами" и добавил, что она "действует в интересах Кремля". Эбзеев сначала предложил дополнить полномочия правом генпрокурора на обращение в КС, а затем жестко пресек попытки прокуроров вывести свое ведомство за пределы трех ветвей власти, поскольку прокуратура "способствует реализации полномочий главы исполнительной власти". Он также призвал прокуратуру к переменам, "чтобы государево око не покрылось катарактой".
Впрочем, в итоге участники круглого стола пришли к выводу, что сейчас заменить прокуратуру нечем: суды даже собственные функции в полном объеме смогут реализовывать только к 2006 г., а у Минюста нет необходимых структур в регионах. Так что в ближайшее время Генпрокуратуре можно не опасаться за собственные полномочия.