0
1016
Газета Политика Интернет-версия

03.11.2006 00:00:00

Победа Культуры над музеями

Дмитрий БУТКЕВИЧ

Об авторе: Дмитрий Олегович Буткевич - обозреватель "НГ".

Тэги: музеи, антиквариат, экспертиза


По всему выходит, что главным событием прошедшего 21-го Антикварного салона стала новость, которую озвучил прямо на пресс-конференции перед его открытием заместитель руководителя Федеральной службы (Росохранкультуры) Анатолий Вилков: неделю назад во все крупнейшие музеи страны пришли вновь утвержденные уставы. Это основной документ, регулирующий деятельность любого подобного учреждения; время от времени он регулярно «переутверждается» организацией, которая руководит музеями, а именно Федеральным агентством (Роскультурой). Согласно новым уставам всем российским музеям отныне запрещается выдавать экспертные заключения частным лицам, а только по запросам Министерства культуры (Минкульта) и правоохранительных органов. То есть вся структура музейной антикварной экспертизы, любовно выстроенная отечественным антик-рынком за все 15–20 лет его существования, практически в одночасье рухнула.

Требуется дать короткие пояснения. С самого своего появления легальный антик-рынок строился по определенным принципам; главным явилось почти непременное условие: предметы антиквариата продаются при наличии музейной экспертизы. Со временем это правило стало строго обязательным, и в последние годы среди антикваров даже ходили шутки: мы торгуем не картинами, а бумагами к ним (то есть экспертными заключениями на музейных бланках). Схема, в общем-то, всех устраивала до поры: продавцы и дилеры могли не тревожиться на тему подлинности своих произведений (самому можно иметь так называемый рыбий глаз, то есть совершенно «не видеть» искусство, однако – получил бумажку, и вперед). Покупатели спокойно выдыхали, видя документ с печатью госмузея (как же, государство гарантирует!). Эксперты тоже были не против – деньги идут, а ответственности, как выяснилось, никакой.

Например, год назад все сообщество потрясло расследование одного уважаемого эксперта, что за последние годы более 200 картин «русских академиков» с положительными заключениями ряда музеев (а, кстати, и с подписями этого уважаемого эксперта тоже) оказались на самом деле подделками. Точнее, переписанными «под Россию» картинами художников северной школы – немцев, датчан и разных там прочих шведов. Ну и что? А ничего. Эксперт «имеет право на ошибку», а умысел установить невозможно. А музей здесь тем более ни при чем – такая ответственность государственного учреждения перед частным лицом нигде не прописана.

Так же развалилось, видимо, громкое дело двух московских антикваров питерского происхождения, которое недавно взбудоражило буквально всю страну: статьи в газетах, передачи по телевидению. Связано оно тоже было и с фальшаками, и с некорректными экспертизами – а только сейчас уже ходили эти антиквары по Салону. Вот так-то.

И все же скандалы последнего времени вокруг наших музеев сыграли свою роль. Отняли у музейных работников-экспертов возможность прибавки к бюджету. А ведь, например, только Государственная Третьяковская галерея официально зарабатывала на экспертизе в год, по сведениям компетентных источников, до 400 тыс. долл. Теперь этого не будет, и той же Третьяковке придется выбивать средства из госбюджета (которым она обеспечена, кстати, всего на 65%) или из спонсоров. Сумеет ли? Равно как и прочие наиболее активные в недавнем прошлом «операторы» этого сегмента антик-рынка: Исторический музей, Русский музей, Музей имени Андрея Рублева. На Западе, и об этом все давно говорят, подобная нашей практика немыслима. Согласно кодексу ИКОМ (Международного Совета Музеев), деятельность по коммерческой экспертизе музейным работникам категорически запрещена. Из-за чего у наших всегда были проблемы с международным музейным сообществом. Теперь не будет. Но вот что будет? Пока неясно.

Анатолий Вилков уверенно заявил, что скоро, уже в начале будущего года, его ведомство – Росохранкультура (человеку со стороны не стоит даже пытаться разобраться в сложнейшей системе взаимоотношений всех трех руководителей отечественной культуры – Минкульта, Роскультуры и Росохранкультуры) – «начнет разрабатывать проект нового положения об аттестации экспертов». Интересно, когда закончит? И что будет до этого волнующего момента? Пока осталось лишь два немузейных исследовательских учреждения с собственными специалистами, которые могут проводить частные экспертизы, а также одно частное технологическое заведение, которое в принципе может пригласить любого эксперта со стороны. Маловато – при том, что уже в преддверии этих событий в очереди на некоторые экспертные исследования записывались на февраль будущего года!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
438
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
312
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
365
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
411

Другие новости