0
924
Газета Политика Интернет-версия

17.12.2007 00:00:00

Поддержание мира – в частные руки?

Бахтияр Тузмухамедов

Об авторе: Бахтияр Тузмухамедов - профессор Дипломатической академии.

Тэги: миротворческие операции, приватизация, оон


На днях генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, беседуя с журналистами у дверей зала заседаний Совета Безопасности, поведал об отчаянной ситуации, сложившейся с авиационной поддержкой развертываемой ООН международной операции в суданской провинции Дарфур. «Нам необходимы вертолеты, без них мы не сможем защитить и обеспечить всем необходимым не только гражданское население, но собственные силы. Но мы не получаем их, что ставит под угрозу всю миссию. Ни одно государство, к которому я обращался, ничего не пообещало».

После операции ООН в бывшей Югославии миссия в Дарфуре должна стать не только крупнейшей, но и первой гибридной операцией, проводимой ООН совместно с региональным объединением – Африканским Союзом. Авиационная поддержка – как для доставки грузов, перемещения персонала, эвакуации раненых и больных, так и для боевого прикрытия – критически важный элемент.

Мне уже не раз приходилось писать о том, что участие в таких операциях – важнейшая публичная функция государства, влекущая не только политическую, но и экономическую выгоду: это деньги за предоставляемый персонал, арендная и амортизационная плата за военную и прочую технику, наконец, приработок военнослужащим. Однако вклад России остается недостойно малым: по числу участвующих в операциях ООН военных и сотрудников полицейских формирований мы находимся на 44-м месте между Румынией и Словакией и на последнем среди постоянных членов Совета Безопасности.

Однако вот данные иного рода. В период с 2002 по 2006 год Россия лишь однажды уступила первое место среди основных поставщиков товаров и услуг для операций ООН по поддержанию мира. При вкладе государства в регулярный бюджет ООН в 1,2%, а в бюджет операций – 1,5% доля нашего частного сектора в сумме контрактов за этот период доходила до 16%.

Из расходов ООН на обеспечение операций по поддержанию мира главной статьей являются авиатранспортные услуги. Помните, в начале ноября из Либерии пришли печальные известия о катастрофе вертолета, принадлежавшего российской авиакомпании «ЮТэйр»? Экипаж и техника не левачили в далекой стране, а работали по контракту с ООН, выполняя гуманитарные задачи в интересах международной операции.

«ЮТэйр» занимает ведущие позиции среди компаний разных стран, выполняющих авиатранспортные работы в интересах ООН, и на этих позициях она оказалась в результате острой конкурентной борьбы, хочется верить, что при поддержке государства. Однако не будем забывать, что, зарабатывая на контрактах с ООН немалые деньги, она платит в госбюджет немалые же налоги, возвращая средства, ушедшие на погашение нашего взноса в ООН. Заказывая под эти задачи технику у отечественного производителя (а в миссиях используются Ми-8, Ми-17 и большегрузные Ми-26), компания поддерживает наших вертолетостроителей, пусть даже последние по понятным причинам в первую очередь стремятся выполнить экспортный заказ. А какой самолет сможет доставить на дальние расстояния до четырех вертолетов Ми-8 за один рейс, как не Ан-124 «Руслан»? Соответственно подряжается отечественная же авиакомпания «Волга–Днепр», успешно эксплуатирующая эту технику.

Государство – огромный, сложный, медлительный механизм. Для того чтобы решить вопрос об отправке Министерством обороны в тот же Дарфур вертолетной группы боевых Ми-24 (в свое время они успешно поработали под флагом ООН в Сьерра-Леоне) или транспортно-боевых Ми-8МТ (сейчас такие действуют в составе Миссии ООН в другом районе Судана), требуется уйма согласований. Да и лишняя работоспособная техника и подготовленные для полетов в особых условиях экипажи могут попросту не найтись. А коммерческая организация с отличной деловой репутацией, опытными пилотами и техниками – тут как тут, разве что боевые задачи ей решать нельзя.

Современные комплексные, многокомпонентные операции ООН требуют не просто значительных масс военнослужащих и полицейских, но во все большей степени узких специалистов. Однако мало найдется, к примеру, национальных ведомств внутренних дел, которые с готовностью отпустят на шесть месяцев опытного детектива, баллистика или судмедэксперта. Но я знаю профессионалов, которые, вернувшись из международной миссии в Россию, в родной ГУВД, так и не находили себе места (или им не помогали его найти) и оказывались в службе безопасности какого-нибудь банка или торгового предприятия, а один, не поверите, даже стал директором детского театра.

А что, если этих специалистов, ушедших в запас из органов МВД или из военного ведомства, но здоровых и полных энергии, объединить в пул, подробные данные об их опыте и навыках заложить в базу данных, предоставив ее ООН, чтобы организация могла выбирать тех, кто ей особенно нужен для конкретной операции? Поддержка государства для продвижения своих кандидатов, конечно же, не помешает и здесь. И пусть по «валу» предоставляемого государством персонала мы будем отставать, наши люди, оказавшиеся в миссии помимо официальных органов, как и коммерческие структуры, станут работать на репутацию страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
271
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
253
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
336
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
295

Другие новости