0
6389
Газета Политика Интернет-версия

14.08.2008 00:00:00

Южную Осетию приближают к независимости

Тэги: южная осетия, война, независимость, мид


южная осетия, война, независимость, мид Сергей Лавров подчеркнул важность гуманитарного аспекта сложившейся ситуации.
Фото Reuters

Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил вчера перед журналистами с разъяснением российско-французской инициативы по выходу из кризиса вокруг Южной Осетии и Абхазии. По его словам, главным на сегодняшний день остается гуманитарный аспект ситуации. Но в документе, предусматривающем прекращение огня и отвод грузинских и российских войск из зоны конфликта, Москва уже готовит почву для определения дальнейшего статуса непризнанных республик. Юристы отмечают, что в плане Медведева и Саркози сделан шаг к признанию Южной Осетии и Абхазии субъектами международного права.

Вчера Сергей Лавров подвел итоги переговоров президента Дмитрия Медведева и его французского коллеги Николя Саркози. Результатом продолжительной беседы лидеров в Кремле, напомним, стал документ с шестью принципами урегулирования грузино-югоосетинского конфликта: не прибегать к использованию силы; окончательно прекратить все военные действия; обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи; вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации; вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий, до создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности; начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

Именно последний, шестой принцип прежде всего интересовал журналистов. Лавров так прокомментировал ситуацию: «Важным является последний принцип, который предполагает начало обсуждения вопросов обеспечения прочной безопасности Абхазии и Южной Осетии. Рассматривалось несколько вариантов редакции этого пункта. Вариант, который обсуждался в Москве, предполагал также включение прямой ссылки на рассмотрение вопроса статуса Абхазии и Южной Осетии». Однако в конечном варианте, который президент Саркози согласовал с Москвой и обязал Тбилиси поддержать, напрямую вопрос о статусе не упоминается. При этом есть фраза о том, что необходимо начать международное обсуждение путей прочного, устойчивого обеспечения безопасности Южной Осетии и Абхазии. «Конечно же, она означает, что эти вопросы решать вне контекста статуса невозможно. Они должны рассматриваться именно в статусном ключе, с учетом объективных условий и с учетом существующих в Абхазии и Южной Осетии административных систем», – подчеркнул министр.

Лавров отметил, что в новой редакции, под которой, судя по всему, подписался Тбилиси, нет упоминания территориальной целостности Грузии, как и прямого упоминания статуса Южной Осетии и Абхазии. Но всем предельно ясно, и это подтвердилось в ходе вчерашних бесед с французскими лидерами, что вести речь об обеспечении безопасности Южной Осетии и Абхазии, не касаясь вопросов статуса, в условиях, когда мы только были свидетелями грузинской агрессии, невозможно.

Олег Хлестов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, вице-президент Российской ассоциации международного права в интервью «НГ» заявил, что согласованные в Москве принципы «можно рассматривать как определенный шаг к признанию Южной Осетии в качестве субъекта международного права». Он напомнил, что Южная Осетия провозгласила свою независимость и это была юридически оправданная акция. Так, в 1990 году, когда Грузия выходила из состава СССР по закону от 4 апреля 1990 года, любая автономная республика имела право решить свою судьбу. В Южной Осетии был проведен референдум на основании этого закона о том, что она не входит в состав Грузии и не выходит вместе с ней из Советского Союза, а остается вне Грузии и будет стремиться войти в состав России.

«Правовой статус был определен. Более того, у них была принята Конституция. Согласно Декларации Генассамблеи ООН о принципах международного права от 24 октября 1970 года, Южная Осетия имела право провозгласить свою независимость, в частности потому, что осетины не были должным образом представлены в грузинском парламенте и находились в неравноправном положении. Более того, Грузия пыталась втянуть республику в свой состав с помощью вооруженной силы», – сказал эксперт. Он отметил, что Южная Осетия еще не признана как субъект международного права, но уже обладает определенной международной правосубъектностью – югоосетины заключают соглашения (те же Дагомысские), у них есть соглашения с другими государствами на уровне общественных организаций, с ними встречаются представители других государств, то есть они обладают частичной международной правоспособностью. «Положение Южной Осетии таково, что она, хотя и непризнанна, является независимым государством, осуществляющим на своей территории юрисдикцию уже более 15 лет. При обсуждении вопроса о том, какова будет судьба Южной Осетии, захочет ли она войти в состав Грузии, как требует Тбилиси, или нет – решение будет зависеть и от Цхинвали», – сказал Хлестов.

СБ ООН не может принять решение о том, входит или нет Южная Осетия в Грузию, продолжил юрист. Во-первых, Совбез должен учитывать волю населения Южной Осетии. Во-вторых, если она не будет учтена, в Совете Безопасности есть Россия, которая всегда применит вето, если осетины не согласятся, и не допустит неправомерного решения.

Возможен ли косовский сценарий для Южной Осетии в плане признания этой территории независимой без согласия Грузии? «Юридически это, конечно, возможно, – прокомментировал ситуацию Олег Хлестов. – Но есть политическая проблема. Кто сегодня признает Южную Осетию субъектом международного права?» По мнению нашего собеседника, сейчас вопрос признания или непризнания Южной Осетии обсуждать преждевременно и торопиться с этим не надо. Напротив, в данный момент необходимо, чтобы Грузия подписала соглашение о том, что она не применит вооруженную силу против Южной Осетии и Абхазии. «Главная задача – прекратить военные действия», – резюмировал эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
276
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
294
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
199
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
124

Другие новости