0
2455
Газета Политика Интернет-версия

30.04.2009 00:00:00

СНГ под натиском "Восточного партнерства"

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, заведующий Центром СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: ес, россия, снг


ес, россия, снг Все еще непонятно, поедет ли президент Белоруссии Александр Лукашенко 7 мая в Брюссель, или командирует кого-то.
Фото Reuters

7 мая 2009 года в Праге на саммите ЕС должно состояться формальное утверждение «Восточного партнерства» – инициативы, направленной на дезинтеграцию постсоветского пространства.

«Восточное партнерство» было выдвинуто в мае 2008 года на заседании совета ЕС. Польша и Швеция предложили развивать интеграционные инициативы с рядом постсоветских стран. В их число вошли Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия, Белоруссия и Армения. Первые четыре страны входят в ГУАМ и их курс на вступление в НАТО и ЕС определен. Другое дело Белоруссия и Армения. Они являются стратегическими партнерами России, которая заинтересована в развитии с ними тесных военно-политических и экономических отношений. В свою очередь, в Минске и Ереване не раз заявляли о приверженности курса на развитие отношений с Россией. Однако руководство этих стран все чаще посматривает на Запад. Европейцы уловили подобные настроения, что вносит определенную интригу относительно того, насколько активно Армения и Белоруссия откликнутся на приглашение ЕС. Например, в последние недели многие гадают, приедет ли 7 мая Лукашенко в Брюссель лично или пришлет кого-то из своего окружения. Впрочем, на фоне той геополитической игры, которую затеяли в ЕС, такие политические нюансы отходят на задний план.

В России данной инициативе европейцев уделяют недостаточное внимание. Одной из причин этого является тот факт, что «Восточное партнерство» представляют в виде безобидной инициативы, носящей политико-гуманитарную направленность. Это обманчивое впечатление подкрепляется обилием деклараций, которые в ней присутствуют.

Между тем цели «Восточного партнерства» имеют далеко идущие планы, которые ни много ни мало предполагают расчленение постсоветского пространства и окончательный отрыв бывших республик от России. Надо сказать, что в 2007 году ЕС дал старт другой инициативе, названной «Верховенство закона», которая распространяется на центральноазиатские страны, которым в ее рамках должна быть оказана поддержка. Очевидно, что экономическое развитие и уровень демократии далеки от идеала в указанных странах. Однако это нисколько не смущает европейцев, которые через интеграционные механизмы и другие пути «совершенствования демократии» намерены усилить свое влияние на внешнюю политику указанных государств.

Появление инициативы «Восточное партнерство» стало отражением заинтересованности европейцев усилить свое влияние в странах, которые еще два десятилетия назад находились под полным контролем России, а полтора десятилетия назад рассматривались как зона исключительных интересов Москвы.

Сегодня ситуация изменилась. США, а в след за ними и ЕС реализуют собственную политику, мало считаясь с геополитическими интересами и амбициями России. Политика европейцев и каждой последующей американской администрации становится все более напористой и прагматичной. Эволюция внешней политики США: от Джорджа Буша-старшего до Джорджа Буша-младшего, а теперь и Барака Обамы – это политика постоянного наращивания усилий по ослаблению российского влияния на постсоветском пространстве. Европейцы перенимают опыт американцев, в полную силу используя дипломатию, инициативы в сфере энергетики и экономической области, оказывая поддержку в создании новых объединений из бывших республик. И все это подчинено единственной цели – расчленить постсоветское пространство и вывести страны СНГ из-под влияния России.

Нельзя сказать, что Россия ничего не делает, чтобы воспрепятствовать этому. В последние годы российское руководство развивало различные геополитические проекты, среди которых Союзное государство, ЕврАзЭС, ОДКБ. Все они направлены на консолидацию и укрепление экономического взаимодействия стран – членов этих объединений. Избирательный принцип сотрудничества, взятый на вооружение Россией, приносит определенные успехи, хотя и имеет обратную сторону в виде усиливающейся фрагментарности постсоветского пространства. Чем, собственно, и хотят воспользоваться в ЕС. В случае осуществления европейцами своих планов об интеграции постсоветского пространства, перспективах СНГ, ЕврАзЭС и других геополитических проектах можно будет говорить в сослагательном наклонении.

«Восточное партнерство» фактически ставит Россию перед фактом, когда ей в завуалированной форме предлагают распрощаться со своими геополитическими амбициями и не рассматривать постсоветское пространство как зону своих особых интересов. К такому выводу подталкивает и то, что после утверждения инициативы ЕС особые отношения должны быть установлены со всеми бывшими советскими республиками, кроме России, против которой, собственно, и предлагается «дружить».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
907
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1552
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1795
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1280

Другие новости