0
2021
Газета Политика Интернет-версия

08.06.2011 00:00:00

Президент против ручного управления

Тэги: медведев, управление, путин


медведев, управление, путин Дмитрий Медведев надеется сделать государство менее архаичным.
Фото РИА Новости

Президент Дмитрий Медведев на днях довольно резко высказался в адрес российской системы управления. Эксперты отмечают важность этой оценки вертикали власти, прозвучавшей из уст главы государства. Некоторые собеседники газеты уверены, что выступление ко многому обязывает Медведева – в частности, к выработке собственной президентской программы.

Обсуждая проблемы русского языка, Медведев бросил горькую фразу: в России «зачастую то, что не координируется президентом, не координируется никем. Но это плохо, это означает, что у нас абсолютно устаревшая, несовершенная система управления, которую необходимо менять. Потому что, когда все сигналы должны приходить только из Кремля, это показывает, что сама по себе система нежизнеспособна, надо ее настраивать».

Мгновенный переход оратора к другой «политически важной теме, имеющей общестрановое значение», – языка как генома нации – не смог выхолостить сказанного насчет негодной системы управления.

Последнее понятие Википедия трактует следующим образом: система управления – это «систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определенных целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента».

Иначе говоря, президент считает провальной деятельность высшего менеджмента страны. А учитывая, что система управления как понятие включает «другие объекты, с постоянной системой связей», он замахивается, по сути, на весь российский менеджмент – вплоть до губернаторов и мэров, институт которых все больше бюрократизируется.

Между тем постоянные сбои в решениях власти мешают решать насущные проблемы граждан. Лидируют в этом списке, по данным Левада-Центра, вопросы низких доходов, инфляции, высоких тарифов, дорогого образования, дорогой медицины. Следом идут проблемы роста преступности и личной незащищенности людей.

Лев Гудков, глава центра, уверен: нынешнее печальное положение системы управления в России – «результат всей предыдущей политики централизации власти и исчезновения реального разделения властей. Система, заложенная в Конституции, растворилась в практической политике. А это означает отсутствие контроля над бюрократией. Последняя начинает работать на себя».

Если контроль идет только из одной точки, отмечает эксперт, он легко нейтрализуется чиновниками: «Именно это, очевидно, имел в виду президент. Бюрократы на каждом уровне озабочены только сохранением своих позиций. И если нет системы ответственности, то нет и заинтересованности в том, чтобы поставлять наверх правдивую информацию. Зачем? Чтобы тебя же наказали или заставили работать, исправляя недостатки?» Отсутствие централизованной поставки наверх проблематики, считает собеседник «НГ», приводит к системным ошибкам при попытках решения вопросов: «В условиях демократии, конечно, мы бы узнавали о проблемах от СМИ, из выступлений на митингах, из заявлений политических партий. У нас эти механизмы саморегулирования общества отсутствуют».

С политической информацией о состоянии дел в стране у нас вообще катастрофа, уверен глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «И дело не в том, что кто-то сознательно кого-то обманывает. Сегодня на страну льется гремучая смесь пропаганды для инвесторов, лести для народа и критических намеков со стороны президента. Все это образует опасный коктейль». Президент говорит простые вещи, указывает собеседник «НГ», «о том, что система не жизнеспособна, следовательно, ее надо лечить»: «Тут же возникает вопрос: кто будет менять и на что? Что именно устарело и кто получает выгоду от нежизнеспособности системы?»

Есть нечто трагическое, подчеркивает Павловский, в том, что президент «выступает с такими важными тезисами вовсе не перед теми, кто их ждет, а перед академической номенклатурой, которая ждет финансирования по совершенно другим проектам»: «Страна, которая больна, должна знать о своей болезни, о своих врачах и лечении, это ее успокоит. И если нас все равно ждет операция, хорошо бы знать – ее будут делать в Сколкове, с обезболивающими средствами, или во фронтовом госпитале Путина – под стакан спирта? Люди вправе знать, что их ждет».

По мнению собеседника «НГ», Медведеву следует определиться: «Это слишком серьезные вещи, чтобы ими бросаться. Если политик говорит, что система не жизнеспособна, он предлагает свою программу. Мы идем навстречу выборам, и она неизбежно должна быть предвыборной президентской программой. И играть с этим, мне кажется, Медведеву не следует, а то аппарат взбесится от неопределенности и кинется в противоположную сторону».

Критика в адрес системы управления, подчеркивает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, «непонятна, потому что она идет изнутри, из самого сердца этого управления»: «Получается политическая шизофрения, – кого, собственно, критикует Медведев? Любой президент, сказав это, должен подать в отставку и сказать: я с этой системой не справился». Эксперт уверен: если не работает система, нужны качественные, структурные перемены, «а не переименование милиции в полицию или наоборот. Вертикаль не подкрутишь гаечным ключом».

Устранить сбой в вертикали, считает глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская, можно только реставрацией системы разделения властей: «Просто сломать вертикаль нельзя. Возникнет хаос, анархия. Надо сделать так, чтобы управленческих пирамид было несколько. Но у нас сохраняется авторитарное государство, внутри которого вырастает демократическое. И они явно мешают друг другу. И в таком обществе отсутствует обратная связь».

Глава Центра политической информации Алексей Мухин подчеркивает – класс бюрократов не заинтересован в каких-либо изменениях: «Именно поэтому партия власти воспринимает реформы как угрозу собственному существованию. А заявления Медведева звучат попыткой некоей революции в этом смысле. Единороссы в Думе согласно кивают в ответ на его инициативы, но ничего не делают для либерализации политического поля. Это раздражает главу государства, но он и сам несет свою часть ответственности за сложившуюся ситуацию. Пока не реформирована «Единая Россия», все реформы будут косметическими».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
974
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
997
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
895
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
1490

Другие новости