0
3751
Газета Политика Интернет-версия

31.01.2017 00:01:00

Электронную демократию признали мертвой

Тэги: генпрокуратура, спч, закон, общественный контроль, нко, иноагенты, электронная демократия


генпрокуратура, спч, закон, общественный контроль, нко, иноагенты, электронная демократия Глава СПЧ Михаил Федотов получил от Генпрокуратуры отказное письмо. Фото с сайта www.president-sovet.ru

Генпрокуратура раскритиковала разработанные президентским Советом по правам человека (СПЧ) поправки к закону «Об основах общественного контроля». Правозащитники пытались расширить свои полномочия и реабилитировать электронную демократию. Их предложения были признаны неактуальными и даже опасными.

Не понравилось прокурорам отсутствие определения понятия «общественные интересы». Но главная претензия, судя по всему, состоит все-таки в другом. Так, в ведомстве Юрия Чайки обратили внимание на такую позицию правозащитников – те предлагают не считать общественный контроль политдеятельностью. Исключение делается только для партий или организаций, преследующих политические цели.

В Генпрокуратуре указывают, что проявления гражданской позиции оказывают влияние на выработку и реализацию госполитики и потому обязаны считаться политической деятельностью. Этот пункт интересен подсказкой, которую дают правоохранители: если такая общественная работа проводится еще и на деньги из-за рубежа, то проводящая ее организация должна маркироваться как иностранный агент. Следовательно, в СПЧ было разработано нечто вроде плана по уклонению некоммерческих организаций от включения в реестр иноагентов, а ведомство Чайки эти планы как бы разоблачило.

Критических замечаний удостоились и попытки прописать возможность общественного контроля над политическими партиями, консультативными и экспертными органами, а также расширение полномочий общественных наблюдательных комиссий. Наконец, осудили прокуроры и использование системы электронной демократии для общественного контроля. Государственная информационная система еще не разработана, а потому, мол, предложения использовать ее преждевременны.

Последний пункт любопытен тем, что он, казалось бы, дает надежду на развитие электронной демократии, однако на самом деле фактически ставит на ней крест. О какой разработке и регламентации идет речь – непонятно. Многие механизмы прямой демократии существуют давно: популярность они начали приобретать под конец президентства Дмитрия Медведева, а массовость – в первые годы третьего срока Владимира Путина. Открытые данные и открытое правительство, народная экспертиза законопроектов, электронный бюджет, полный доступ к думской базе, сайт Российской общественной инициативы (РОИ), многочисленные региональные проекты – все это уже есть, так что не совсем ясно, о разработке чего говорят в Генпрокуратуре.

Сейчас все выглядит так, что ничего разрабатывать или дорабатывать и не планируется. По сути, электронная демократия получилась для власти интересной, но опасной игрушкой. Она хороша в мелочах, когда нужно подлатать какой-либо участок дороги, почистить двор или снизить громкость рекламы на ТВ. Или как средство для демонстрации собственной открытости – электронные институты помогли охладить пыл недовольного «креативного класса» в 2011–2012 годах. Но когда речь заходит о делах серьезных, которыми граждане, поверившие в возможность изменить что-то самостоятельно, тоже интересуются, то любые предложения блокируются.

Например, такая судьба постигла петицию за отмену «пакета Яровой», набравшую необходимые 100 тыс. подписей. Она была передана в экспертную группу, по закону рассмотреть ее должны были еще в октябре. Но в итоге власти только в январе предсказуемо (и с расплывчатыми аргументами) отклонили петицию.

Другими словами, сейчас можно говорить не столько о стагнации электронной демократии, сколько о ее постепенном сжатии. Петиция против «пакета Яровой» была чуть ли не единственным всплеском активности РОИ за последние годы, а теперь, надо полагать, на федеральных мощностях ресурса можно ставить крест. Впрочем, возможно, что деградация институтов прямой демократии будет компенсирована в негосударственной сфере – самими гражданами, которым нужно будет заполнить чем-то образовавшийся вакуум.

Что же касается правозащитников из СПЧ, то, в общем-то, можно сказать, что они как раз и попробовали решить проблему. На данный момент – неуспешно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
806
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
945
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
467
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
318

Другие новости